Казакова К. С. Первоначальное обучение детей коренного населения Кольского Севера в конце XIX - начале XX вв. // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». - 2018. - 2 (9), вып. 13. - С. 23-30 : фот.

Распоряжение Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об утверждении охранного обязательства собственники или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Элеватор мукомольного завода им. В. И. Ленина», включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия памятников истории и культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» № 07-19-36-1/17 от 26.09.2017 / Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга // URL: https://kgiop.gov.spb.ru/media/acts/2017/09/26/07-19361_СПб_проспект_Обуховской_ обороны _д._7_лит_Ж.р<^(дата обращения: 06.11.2017). Рябев В. В. Индустриальное и технологическое культурное наследие Мурманской области: проблемы выявления, сохранения, изучения и реставрации // История техники и музейное дело: материалы X Международной научно- практической конференции. 6-8 декабря 2016 г. / Р. В. Артеменко отв. ред. сост. Вып. 9. М.: Политехнический музей, ИИЕТ РАН, Ассоциация «АМНИТ», 2017. С .29-32. Хибинские тундры. Геологическая карта и путеводитель / Под ред. Ю. Л. Войтеховский, П. Йоханссон, Лаура С. Лаури, Т. А. Мирошниченко, Ю. Ряйсянен. Рованиеми: АО «Грано», 2014. 58 с. Сведения об авторе Рябев Василий Вячеславович Кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела истории ГОАУК «Мурманский областной краеведческий музей» Ryabev Vasiliy Vyacheslavovich PhD (Sociology), research fellow ofthe departments ofhistoryMurmanskMuseum ofRegional Studies DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2018.9.2.23-30 УДК 371.3 (=511.1) "19/20" (470.21) К. С. Казакова ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. Аннотация В статье освещается процесс создания первых церковно-приходских школ для детей коренного населения Кольского Севера (саамов). Проанализированы архивные источники, позволяющие сделать вывод об определяющей роли церкви в создании школьной системы и ее активном участии в решении вопросов по просвещению коренного населения края в конце XIX - начале XX века. Рассмотрены историко-культурные особенности организации образовательного процесса у саамов: 1) соотнесение учебного ритма с сезонными хозяйственными циклами 2) низкая заинтересованность саамов в получении образования; 3) нежелание нести финансовые расходы по содержанию школ Ключевые слова: коренное население, саамы, Кольский Север, школа, церковь 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz