Казакова К. С. Из истории становления школьного образования на Кольском Севере в 1930-е гг. // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы : материалы международной молодежной конференции, 26-29 сентября 2012 года / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2012. - С.19-21.
В связи с большим количеством спецпереселенцев среди населения г. Хибиногорска к учителям, работающим в городских школах, предъявлялись жесткие требования. Несмотря на то, что почти 90% учителей не состояло в партии, они рассматривались как актив, который в обязательном порядке должен пропагандировать политику партии и проводить разъяснитель ную работу среди населения. Так, в отчете о проведении политпросветработе среди спецпере селенцев г. Хибиногорска указывалось, что учительство наряду с членами и кандидатами ВКП(б), ВЛКСМ, членами профсоюзов, студентами совпартшкол и комвузов создает крепкую политическую общественную базу для массовой политпросветработы [1, с. 45]. Особому контролю подвергались учителя-спецпереселенцы. Среди них особо выделя лись немцы, поляки, латыши, эстонцы, финны. Учителя-финны, проживающие в г. Кировске, в основном работали в финской неполной средней школе № 1. Школа была создана в 1932 г. спе циально для ссыльных семей, однако просуществовала недолго лишь до 1937 г. Э.Г. Карху со сланный из Ленинградской области в 1934 г. вместе со своими родителями, писал в воспомина ниях о том, что приехав в поселок Юкспориоке, он мог бы ходить в русскую школу-семилетку, располагавшуюся в ста метрах от барака, но без знания языка это было бы бессмысленно. По этому он был определен в финскую школу и вынужден был каждый день проделывать путь в 6 км. «Школа размещалась в стандартном одноэтажном бараке, учились в две смены, я - во вторую, с двух часов дня до шести-семи вечера. Осенью и зимой для Хибин это уже темное время - светло было, когда я выходил из Юкспора, а через полтора-два часа пути начинались уже сумерки, вечером же я возвращался в полной темноте», вспоминал он [7, с. 210]. Основной задачей финской школы до момента ее закрытия в 1937 г. было воспитание лояльности полити ческому режиму, изучение русского языка и насаждение советской культуры и идеологии. «Происходила культурная переориентация людей в самом широком смысле, причем здесь был неизбежный момент обязательности и принуждения, поскольку люди находились в ссылке и должны были адаптироваться к новой культуре, к неизвестному прежде языку, к другому быту и образу жизни в условиях особого режима», - так описывал происходившие тогда перемены член финской переселенческой семьи Э.Г. Карху [7, с. 210]. Итоги развития школьного образо вания среди спецпереселенцев были положительно оценены секретарем крайкома ВКП(б) В.И. Ивановым, который отмечал, что школа оказала положительное воздействие на формиро вание их мировоззрения [8, с. 211]. В целом, эффективность образовательной политики на Севере в 1930-е гг. была обу словлена расширением сети школьных образовательных учреждений и обеспечением новых школ педагогическими кадрами. Литература 1. Государственный архив Мурманской области в г. Кировске ГОУ ГАМО в г. Кировске. - Ф. 10. - Оп. 1 .- Д . 2. 2. ГОУ ГАМО. - Ф . 10.-О п . 1 .- Д . 3. 3. ГОУ ГАМ О .-Ф . 7 1 .-О п . 1 , - Д. 52. 4. Материалы переписки с первым выпуском школы № 4 г. Апатиты. 1985 // Архив средней школы № 4 г. Апатиты. 5. Кировск в документах и фактах 1920-1945 гг. Хрестоматия. - Кировск: [б.и.], 2006. 6. Дранишников В.В., Манухин В.П., Дудакова Е.Ф. Очерки истории народного образования Кольского края. - Мурманск: НИЦ «Пазори», 2001. 7. Карху Э.Г. Малые народы в потоке истории. Исследования и воспоминания. - Петрозаводск: Изда тельство ПетрГУ, 1999. 8. Шашков В.Я. Раскулачивание в СССР и судьбы спецпереселенцев 1930-1954 гг. - Мурманск: Мур манский государственный педагогический институт, 1996. 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz