Казакова К. С. Из истории становления школьного образования на Кольском Севере в 1930-е гг. // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы : материалы международной молодежной конференции, 26-29 сентября 2012 года / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2012. - С.19-21.

С появлением станции Апатиты и совхоза «Индустрия» возникла необходимость в соз­ дании новой школы. Она открылась в 1935 г. и получила статус неполной средней школы с об­ щим количеством 7 классов на 212 человек с интернатом на 34 человека для детей, родители которых работали на фермах совхоза «Индустрия» [3, с. 111]. Из воспоминаний выпускников школы: «Школу начали строить в апреле, а к сентябрю она была уже готова. Мы, учащиеся, тоже помогали таскать кирпичи. Была даже создана комиссия из учащихся по организации по­ мощи строителям» [4]. Это было первое каменное здание в Апатитах. Здесь было 10 классных комнат, учительская, пионерская комната, библиотека, кабинет директора. Сохранились воспоминания об апатитской школе довоенных лет. Они принадлежали первым выпускникам 1939 г. выпуска. Из воспоминаний Архипова В.: «Единственное каменное здание школы в два этажа, куда ехали школьники, на фоне бараков выглядело величественно и монументально». Учителя и ученики вспоминают, что первые годы существования школы бы­ ли трудными, не хватало самого необходимого. «Отопление в школе было печное. Дрова при­ возили сырые и недостаточно. Учителя и ученики сами частично их разгружали и носили де­ журные ученики их к печам в каждом классе. Наглядные пособия по кабинетам делали сами учителя и ученики, т.к. их было крайне недостаточно», - писала учительница математики Доб- ровидова Зинаида Федоровна [4]. Гораздо острее, нежели вопрос материального оснащения школ в 1930-е гг. был вопрос обеспечения школ учительскими кадрами. В 1931-м г. в г. Кировске на 1 142 учащихся было всего 25 учителей. «Из 25 педагогов - один работает в ГОРОНО, 2 в библиотеке при клубе, 3 завшколами, перегрузка учителей большая, а в этом году Трест открывает на 180 человек ФЗУ», - говорилось в отчете за 1931 г. [1, с. 10]. Большинство учителей имело среднее педаго­ гическое образование (68%), высшее педагогическое образование - 16%. Большинство учите­ лей было отправлено на Север из Ленинградской области, в соответствии с приказом Нарком- проса о мобилизации учителей и обеспечении спецпоселков квалифицированными кадрами. Как свидетельствуют списки учительского персонала за эти годы, многих учителей переводили в Кировско-Апатитский район из Кандалакши, а также из Вологодской, Новг 9 родской облас­ тей. Испытывая острый дефицит кадров, правительство пошло на крайние меры. На основании постановлений Наркомтруда предписывалось снять с работы учителей, занятых не по специ­ альности и назначить их в школы. Уже к 1932 г. педагогов по школам насчитывалось 106 чело­ век. Однако и число учащихся выросло до 2 869 человек. Поэтому в 4-х школах района занима­ лись в 2 смены и в 5-ти школах - в 3 смены [5, с. 80]. В условиях дефицита кадров в школе иногда оказывались люди, некомпетентные, не имеющие должного образования. Тем не менее, основания для увольнения в условиях дефици­ та кадров должны были быть очень вескими. Обо всех снятых с педагогической работы учите­ лях, как по мотивам антисоветской деятельности, так и по отсутствию соответствующей ква­ лификации заведующие РОНО и ГОРОНО обязаны были представлять подробные отчеты. К 1935 г., когда количество учителей стало достаточным за счет притока молодых кад­ ров, прошедших подготовку в учебных заведениях г. Мурманска, отбор учительских кадров стал более тщательным. В делах Кировского РОНО встречаются приказы об увольнении учите­ лей по причине сокрытия своего социального происхождения [2, с. 93]. Повышенному внима­ нию подвергались учителя, получившие педагогическое образование до революции, беспар­ тийные, учителя-нацмены. В первую очередь, проверялась их профессиональная компетенция. Все учителя, получившие педагогическое образование до революции, проходили специально установленный педагогический стаж работы в советской школе, и только после этого приказом по Наркомпросу РСФСР им присваивалось звание учителя [6, с. 152]. При инспектировании школ специалисты ГОРОНО обращали внимание на методику работы таких учителей. Строго критиковалось применение старых методов преподавания, таких как зубрежка, дореволюцион­ ная шкала оценок. Учитель на Севере всегда находился под пристальным вниманием начальства. Его взгляды и убеждения должны были быть «правильными» и не отклонятся от курса партии. Су­ ществовало секретное предписание Мурманского областного исполнительного комитета обра­ зования о том, что начальник Хибиногорского отдела образования должен был «один раз в ме­ сяц личным письмом кратко сообщать о политических настроениях средиучительства» [1, с. 63]. 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz