Казакова К. С. Из истории становления школьного образования на Кольском Севере в 1930-е гг. // Развитие северных территорий: проблемы и перспективы : материалы международной молодежной конференции, 26-29 сентября 2012 года / Мурманский государственный гуманитарный университет. - Мурманск, 2012. - С.19-21.
С появлением станции Апатиты и совхоза «Индустрия» возникла необходимость в соз дании новой школы. Она открылась в 1935 г. и получила статус неполной средней школы с об щим количеством 7 классов на 212 человек с интернатом на 34 человека для детей, родители которых работали на фермах совхоза «Индустрия» [3, с. 111]. Из воспоминаний выпускников школы: «Школу начали строить в апреле, а к сентябрю она была уже готова. Мы, учащиеся, тоже помогали таскать кирпичи. Была даже создана комиссия из учащихся по организации по мощи строителям» [4]. Это было первое каменное здание в Апатитах. Здесь было 10 классных комнат, учительская, пионерская комната, библиотека, кабинет директора. Сохранились воспоминания об апатитской школе довоенных лет. Они принадлежали первым выпускникам 1939 г. выпуска. Из воспоминаний Архипова В.: «Единственное каменное здание школы в два этажа, куда ехали школьники, на фоне бараков выглядело величественно и монументально». Учителя и ученики вспоминают, что первые годы существования школы бы ли трудными, не хватало самого необходимого. «Отопление в школе было печное. Дрова при возили сырые и недостаточно. Учителя и ученики сами частично их разгружали и носили де журные ученики их к печам в каждом классе. Наглядные пособия по кабинетам делали сами учителя и ученики, т.к. их было крайне недостаточно», - писала учительница математики Доб- ровидова Зинаида Федоровна [4]. Гораздо острее, нежели вопрос материального оснащения школ в 1930-е гг. был вопрос обеспечения школ учительскими кадрами. В 1931-м г. в г. Кировске на 1 142 учащихся было всего 25 учителей. «Из 25 педагогов - один работает в ГОРОНО, 2 в библиотеке при клубе, 3 завшколами, перегрузка учителей большая, а в этом году Трест открывает на 180 человек ФЗУ», - говорилось в отчете за 1931 г. [1, с. 10]. Большинство учителей имело среднее педаго гическое образование (68%), высшее педагогическое образование - 16%. Большинство учите лей было отправлено на Север из Ленинградской области, в соответствии с приказом Нарком- проса о мобилизации учителей и обеспечении спецпоселков квалифицированными кадрами. Как свидетельствуют списки учительского персонала за эти годы, многих учителей переводили в Кировско-Апатитский район из Кандалакши, а также из Вологодской, Новг 9 родской облас тей. Испытывая острый дефицит кадров, правительство пошло на крайние меры. На основании постановлений Наркомтруда предписывалось снять с работы учителей, занятых не по специ альности и назначить их в школы. Уже к 1932 г. педагогов по школам насчитывалось 106 чело век. Однако и число учащихся выросло до 2 869 человек. Поэтому в 4-х школах района занима лись в 2 смены и в 5-ти школах - в 3 смены [5, с. 80]. В условиях дефицита кадров в школе иногда оказывались люди, некомпетентные, не имеющие должного образования. Тем не менее, основания для увольнения в условиях дефици та кадров должны были быть очень вескими. Обо всех снятых с педагогической работы учите лях, как по мотивам антисоветской деятельности, так и по отсутствию соответствующей ква лификации заведующие РОНО и ГОРОНО обязаны были представлять подробные отчеты. К 1935 г., когда количество учителей стало достаточным за счет притока молодых кад ров, прошедших подготовку в учебных заведениях г. Мурманска, отбор учительских кадров стал более тщательным. В делах Кировского РОНО встречаются приказы об увольнении учите лей по причине сокрытия своего социального происхождения [2, с. 93]. Повышенному внима нию подвергались учителя, получившие педагогическое образование до революции, беспар тийные, учителя-нацмены. В первую очередь, проверялась их профессиональная компетенция. Все учителя, получившие педагогическое образование до революции, проходили специально установленный педагогический стаж работы в советской школе, и только после этого приказом по Наркомпросу РСФСР им присваивалось звание учителя [6, с. 152]. При инспектировании школ специалисты ГОРОНО обращали внимание на методику работы таких учителей. Строго критиковалось применение старых методов преподавания, таких как зубрежка, дореволюцион ная шкала оценок. Учитель на Севере всегда находился под пристальным вниманием начальства. Его взгляды и убеждения должны были быть «правильными» и не отклонятся от курса партии. Су ществовало секретное предписание Мурманского областного исполнительного комитета обра зования о том, что начальник Хибиногорского отдела образования должен был «один раз в ме сяц личным письмом кратко сообщать о политических настроениях средиучительства» [1, с. 63]. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz