Казакова К. С. Современная образовательная среда в Арктике: особенности коммуникационного взаимодействия ее участников : на примере Мурманской области // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / Гос. арх. Мурм. обл.. - 2013. - С. 171-173.

К. С. Казакова Современная образовательная среда в Арктике: особенности коммуникационного взаимодействия ее участников (на примере Мурманской области) Социально-ресурсный потенциал региона в высшей степени определяется развитием его образовательной среды. В настоящее время в системе образования углубляются противоречия между потребностями изменяющегося социокультурного окружения и консервативностью образовательных институтов, между целями, задачами образования и его реальными результатами. Культурно-образовательная среда региона представляет собой поле социального взаимодействия субъектов учебной деятельности (или агентов поля образования - если использовать категории П. Бурдье), полностью или частично вовлеченных в образовательную сферу (учителя, учащиеся, семьи, учреждения образования). Проблема взаимосвязи семьи и системы образования прямо связана с вопросами социального функционирования образования, наследования социального статуса и социальной мобильности, социальных взаимоотношений поколений, воспроизводства культуры и формирования духовного облика молодежи. В данной статье рассматриваются лишь некоторые аспекты, связанные с особенностями взаимодействия семьи и школы на современном этапе. Исследование, выполненное на региональном материале, как представляется, в полной мере отражает ситуацию в образовательной сфере любого российского города. Процесс взаимодействия образовательного учреждения и семьи довольно сложен, вариативен и имеет как нормативный (обязательный) уровень отношений, так и специфический, который может зависеть от региональной специфики, особенностей образовательного учреждения, личностных качеств участников взаимодействия. Учителя отмечают, что общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми, учениками и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, защита его прав. В то же время в современной ситуации, когда образование становится неоспоримой ценностью, со стороны родителей предъявляются высокие требования к профессиональной специализации учителя, выполнению им своих должностных обязанностей. Утверждение о потребительской позиции многих современных родителей присутствует как рефрен в высказываниях большинства работников образования. 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz