Казакова К. С. Современная образовательная среда в Арктике: особенности коммуникационного взаимодействия ее участников : на примере Мурманской области // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / Гос. арх. Мурм. обл.. - 2013. - С. 171-173.
взаимодействия родителей и учителей определяется, прежде всего, возрастом ученика. Оценка родительской активности учителями начального, среднего и старшего звена значительно отличается. Чем младше ребенок, тем более «податливы» и «контактны» родители, и тем меньше в целом поводов для конфликтов, соответственно, больше открытости и доверия в отношениях. В то же время процесс выстраивания отношений между семьей и школой усложняется тем обстоятельством, что уровень доверия родителей к различным социальным институтам и готовность сотрудничать с ними невелики. Вместе с тем, педагоги признают, что эффективность сотрудничества семьи и школы определяется не столько позицией родителей, сколько позицией учителя, который, являясь профессионалом, способен или не способен призвать семью к диалогу со школой. Таким образом, налицо противоречивые оценки педагогов, которые, с одной стороны, говорят об отстраненной позиции ряда семей по отношению к школе, с другой, признают, что опытный педагог способен наладить контакт с любой семьей. В целом, процесс взаимодействия семьи и школы, по оценкам респондентов, оказывается вынужденным. Учителя обязаны заниматься воспитательной работой, которая пока не воспринимается семьей, так как вне тесной связи с ней не может дать какие-либо результаты. Так и родители, обращаясь к образовательному учреждению, подчас с недоверием относятся к содержанию, формам и методам образовательной работы, прибегая к услугам репетиторов и изыскивая дополнительные возможности для образования детей. Таким образом, школа утрачивает исключительный статус, становясь в ряд с другими поставщиками «образовательных услуг». Кроме того, модель отношений между семьей и школой все более приближается к «рыночным», где семья выступает в роли заказчика. Литература: 1. Грибоедова Т. П. Образовательный потенциал современной российской семьи. 2006. 95 с. 2. Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в ХХ-ХХІ вв.: культура, наука, история. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2009. С. 74-88. 3. Кожурова О. Социальное партнерство школы и семьи в сфере воспитания // Социальная педагогика. 2009. № 4. С. 88-92. 4. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 1997. 278 с. 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz