Казакова К. С. Современная образовательная среда в Арктике: особенности коммуникационного взаимодействия ее участников : на примере Мурманской области // Освоение Арктики. История и современность : к 75-летию образования Мурманской области : материалы научно-практической конференции, 14-15 ноября 2013 года, г. Мурманск / Гос. арх. Мурм. обл.. - 2013. - С. 171-173.

Наряду с высокими требованиями к школе, родители, по мнению учителей, подчас не выполняют своих обязательств. Кроме того, как отмечают педагоги, в сложившейся ситуации учителя не имеют каких-либо рычагов воздействия на семью. Есть родители, которые, приводя ребенка в школу, по сути, перекладывают заботу о нем на учителей. Таким образом, ответственность семьи за своего ребенка является лишь декларативной. Что касается учителя, то он в связи с переходом на новый стандарт образования должен отвечать довольно высоким требованиям, и контроль за образовательными учреждениями и учителями персонально со стороны государства достаточно строгий. Учителя отмечают, что семья не готова к партнерским отношениям со школой, нет механизмов, позволяющих вовлечь семью в школьную жизнь. Лишь немногие семьи готовы к сотрудничеству со школой. Современные социологические исследования показывают, что регистрируемый уровень конфликтности между родителями и педагогическим коллективом в настоящее время достаточно высок. Во многом, причина подобной ситуации, по мнению учителей, кроется в низком социальном статусе учителя в современном обществе. Учителя со стажем отмечают, что в советской школе родители были «более благосклонны к профессии учителя». Сейчас авторитет профессии учителя в обществе потерян, отсюда во многом, по мнению учителей, и непонимание между семьей и школой. Изменение в отношениях семьи и школы приводит и к трансформации форм взаимодействия. Вся работа школы с семьей делится на две основные формы взаимодействия: коллективную и индивидуальную. К коллективным формам относятся родительские собрания и педагогические лектории, касающиеся воспитательной работы в школе. Учителя сходятся во мнении, что коллективные формы взаимодействия изживают себя, тогда как все больше развиваются индивидуальные отношения учителя и семьи. Причина этого заключается в том, что большая часть родителей видит в школе структуру, должную обеспечить успешность их детей после окончания общеобразовательной школы, прежде всего в плане обеспечения непрерывного образования. Тем самым развивающие, социализирующие задачи как родителями, так и учениками отодвигаются на второй план. Именно по этой причине внеклассная воспитательная работа в школе не находит должного отклика у родителей и перетекает в плоскость информационно-организационной работы с учащимися и родителями. Учителя отмечают, что на сегодняшний день отношение родителей к школе и к учителю, а соответственно, и сам процесс взаимодействия достаточно вариативен и не укладывается в какую-либо заданную схему. Однако в ходе интервьюирования наметилось несколько векторов, характеризующих данное взаимодействие. Как показало исследование, характер 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz