Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

В связи с этим многие респонденты отмечают «негативную» тенденцию, появившуюся в современной образовательной ситуации, когда действия родителей противоречат политике школьного образования. Конфликтных ситуаций в рамках образовательного пространства между семьей и школой становится все больше. Если раньше, как отмечают респонденты, конфликтные ситуации в основном носили характер «учитель-ученик» или «ученик-ученик», то сейчас все чаще возникают затруднения в общении педагогов с родителями: Есть недопонимание и опять же разные жизненные установки. И перевоспитать родителей это не обязанность учителя, да он и не в силах это сделать <...>. Современные родители - это потребители, они считают, что школа им должна сделать это и это, сами они ничего не должны. Такого, конечно, раньше не было, и учителям бывает даже не справиться (Ж, 47 лет). Мне кажется, педагоги далеко не всегда уверены, что родитель примет их сторону и будет вместе с ними уму-разуму учить ребенка (Ж., 34 года). Таким образом, в настоящее время отношения между семьями и образовательными учреждениями обнаруживают проблемы, связанные с несовпадением взаимных ожиданий, с увеличением недоверия родителей к воспитателям и учителям. Семьи не удовлетворены качеством дошкольного и школьного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации. Со своей стороны, школа предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимых условий для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов. В ответе на вопрос о том, какие отношения между школой и семьей являются идеальными, ключевым моментом, отмеченным всеми респондентами, оказалось доверие и взаимопонимание сторон. Советская школа и современность Оценивая современную образовательную ситуацию, респонденты так или иначе опирались на собственный опыт обучения в школе, воспроизводили образовательные стратегии своих родителей, сравнивали образовательное пространство школы, в которой учились они, с той, в которой сейчас учатся их дети. Все респонденты, опираясь на собственный опыт обучения в советской школе, констатировали следующие изменения: Нашим учителям, наверное, было проще, потому что у них была определенность, была определенная программа, была определенная установка и воспитательная программа определенная. И самое главное, что был у школы авторитет ... учитель был авторитетом, и родителям даже в голову не приходило критиковать его. Сейчас это есть (Ж,,4 7 лет). В одинаковой форме все ходили, не было социального различия. А теперь не во всех классах, но это есть, и учителя и дети сразу смотрят на одежду и кто у тебя родители (Ж., 42 года). 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz