Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

круг знакомых, родственников или коллег по работе, кто уже сталкивался с проблемой выбора репетитора и может посоветовать «подходящий» вариант. Во всех обследованных нами семьях высока ценность вузовского образования. Семьи, где родители имеют высшее образование, гораздо сильнее мотивированы к сохранению и приумножению семейного социального капитала и отличаются высокой степенью готовности к преодолению барьеров на пути получения их детьми высшего образования. Важно подчеркнуть, что в семьях, в которых родители ценят и любят свою профессию, мотивацией получения высшего образования, в первую очередь, является не карьерный рост, а интерес к профессии. При этом мотивация варьируется в зависимости от пола ребенка. Однако в настоящее время прослеживается тенденция, когда семья ориентирует детей не столько на конкретную профессию, сколько на получение высшего образования и связанную с ним сферу деятельности. На основании ответов респондентов можно судить о том, что содержание и качество высшего образования с точки зрения семей с высоким образовательным цензом в настоящее время становится более значимым, чем само его наличие. Для этой группы важно, прежде всего, получение качественного высшего образования. Взаимодействие со школой Сегодняшний способ взаимодействия школы и родителей респонденты считают неконструктивным. Они отмечают равнодушие педагогов к совместному с родителями решению проблем, возникающих в процессе обучения. Тем не менее, было бы ошибкой считать, что социальный заказ при таком взаимодействии исходит от семьи к школе. Свои требования выдвигает и школа в адрес семьи, когда призывает родителей повлиять на поведение ученика, больше уделять времени самостоятельной учебной работе ребенка дома, а иногда просто жестко встраивая родителя в систему образовательного процесса (как это принято, например, в известной концепции и практике «развивающего обучения»). Однако от конкретной ситуации в семье, ее образовательного потенциала и образовательных задач по отношению к ребенку будет зависеть, принимает она его или нет. Многие респонденты отмечают, что в настоящее время все больше семей не выполняют своих воспитательных функций. Это мнение подтверждается и социологическими исследованиями последних лет (И.Дементьевой, Е.М.Рыбинского, Б.С.Смирновой и др.), в которых показано, насколько сильно и быстро меняются ценностные ориентации, представления и поведение современных школьников [Поликутина, 2000, с.96]. Воспитательный потенциал семьи сегодня значительно снизился в сравнении с недавним прошлым, считают респонденты: Воспитание, из семьи все идет. Нет уважения к учителям <...>. Учитель сразу начинает защищаться, он даже не думает, что ты пришел поговорить нормально, потому что в основном все родители приходят ругаться (Ж., 42 года). Семья должна дать школе такого ученика, который будет уважать эту школу, уважать учителей, вот что главное, в таком случае школа сможет научить. Т.е. в этом плане должен быть посыл-со стороны родителей в сторону школы, ну и интерес в плане взаимодействия с учителями, поддержке контактов <... > семья в отношении школы не дорабатывает (Ж.,34 года). 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz