Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

учитель не может охватить всех учеников с разными способностями. Поэтому главным плюсом репетиторства является индивидуальный подход, при котором учитель может донести конкретный материал до конкретного ученика. Респонденты отмечают, что в современной ситуации, когда в классе учатся примерно 25-30 учеников, причем все с разными способностями, учитель не в состоянии уделить внимание каждому ученику и ориентируется прежде всего на средний уровень. В настоящее время репетиторство стало массовым, и сейчас можно смело говорить о сложившемся рынке интеллектуальных услуг. Слово «репетитор» происходит от лат. repetitor, что означает «тот, кто повторяет». В России слово репетитор появилось в XIX в. под влиянием французского языка и культуры. Согласно словарю В.ИДаля, репетитор - это учитель, под руководством которого учащиеся выполняли домашние задания (повторяли пройденное на уроках) в кадетском и пажеском корпусах, а также некоторых других закрытых учебных заведениях дореволюционной России. Репетиторами также называли педагогов, осуществляющих репетиционную работу по подготовке отдельных номеров и партий в хореографических коллективах и учебных заведениях. И лишь позднее, под влиянием немецкой и французской образовательной практики, репетиторами стали называть себя преподаватели, дающие частные уроки на дому. В XIX столетии репетиторство воспринималось как вполне должная вещь. Дети обучались дома, а их педагогами становились студенты. Богатые семьи могли даже «выписать» заграничных педагогов. Нередко даже гимназическое образование не могло сравниться с теми познаниями, какие предоставлял репетитор. Репетитор никогда не стеснялся повторить несколько раз, если его не поняли. К тому же все внимание было направлено именно на одного ученика, тогда как в гимназиях учителю приходилось работать с целым классом. Однако то, что не было зазорным до революции, стало настоящим позором после нее. Советы полностью переменили репетиторскую систему. Репетиторство было отметено как социальное явление. Считалось, что советская школа способна дать все знания, какие только нужны ученику, а про дополнения к советской школе и речи не шло. Но это не значит, что репетиторство полностью исчезло. Появились сначала нелегальные, а затем, в 1960-е гг., полулегальные репетиторские занятия. Многие родители говорят о том, что в настоящее время необходимость приглашать репетитора возникла вместе с реформой образования и введением единого государственного экзамена (ЕГЭ): Пришлось дополнительно заниматься с репетитором, потому что я считаю, что ЕГЭ - это совершенно другая система оценки знаний, чем была у нас, и требует дополнительной подготовки (Ж., 47 лет). Ну, у меня :такое чувство, и это не только мое мнение, что репетиторов вынуждены нанимать сейчас все. То ли связано с этим ЕГЭ ... И дети, которые хорошо учатся, и дети, которые плохо учатся, у всех есть репетиторы, независимо (Ж„ 34 года) Найти репетитора, на первый взгляд, довольно просто. Тем не менее, мало кто из родителей готов обратиться за помощью к совершенно незнакомому человеку. Только у одного из опрошенных респондентов был такой опыт, оказавшийся вполне удачным. В большинстве случаев родители подыскивают репетитора среди своих знакомых или коллег. Конечно, это в первую очередь относится к семьям, где родители работают в сфере образования или науки. Как правило, у каждой семьи есть 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz