Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Нужно поддерживать дружеские отношения в коллективе, т.е. не допускать там какого-то разделения, вражды. И вот эта атмосфера способствует и лучшей учебе у детей < ...> (Ж., 47 лет); Ну, конечно, задача классного руководителя - сплачивать коллектив, чтобы у них было дел каких-то общих больше (Ж., 42 года); Проблема в том, что когда я училась, мы ставши очень замечательные вечера, мы ходили в походы. Сейчас этого нет, даже если и есть, то нет коллектива, класс, можно сказать, разрозненный (Ж., 44 года). В связи с вышесказанным мы задавали, казалось бы, вполне тривиальный вопрос: должна ли школа выполнять, помимо образовательной, еще и воспитательную функцию? Мнения респондентов в ответе на него оказались противоречивыми. Некоторые из них считают, что отказ школы от воспитательной функции отрицательно сказывается не только на атмосфере внутри школьного коллектива, но и на учебе детей. Эта позиция родителей подтверждается и социологами, занимающимися проблемами образования. Так, в статье БЛершуткина отмечается, чпго в настоящее время понятие «воспитание» стало вытесняться из школьной практики, а в ряде случаев можно говорить об отказе от него как от целенаправленной педагогической деятельности. Причинами подобного явления, по его мнению, являются: понимание воспитания как обработки коммунистической идеологией; обвинение воспитания в излишней мероприятийности, вследствие чего в центре прежней педагогической системы был не ребенок, а форма и направления, к которым приспосабливали ребенка, а не наоборот; воспитание как процесс воздействия на ребенка привел нас к авторитарной школе; укрепление в обществе представления о воспитании как о нудном и лицемерном нравоучении, духовном насиловании [Першуткин, 1994, с.2]. В результате наметилась тенденция непризнания воспитательных возможностей школы и восприятия ее только как учебного учреждения. Вследствие такого искусственного разъединения педагогического процесса сужается сфера соприкосновения интересов семьи и школы, считают социологи образования. Тем не менее, в ответах некоторых респондентов прослеживается и альтернативная позиция, согласно которой школа не может и не должна выполнять воспитательную функцию. Репетиторство В выпускных классах требованием большинства родителей становится получение такой подготовки, которая позволит ребенку без дополнительных усилий (репетиторства, подготовительных курсов и пр.) поступить в высшее учебное заведение. Такой они видят функцию старшей школы, но с долей сомнения отзываются о ее практической реализации. В настоящее время большинство родителей прибегает к помощи репетиторов, чтобы «подтянуть» ребенка по тому или иному предмету, а чаще всего для подготовки к поступлению в вуз. К ре'петиторам обращаются не только для того, чтобы возместить образовательные «недоработки» школы. Для семьи, сосредоточенной на собственном ребенке, в значительно большей степени, чем для школы, важна индивидуализация образования. Сами родители признают, что даже «сильный» 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz