Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Я сейчас делаю акцент на изучение языка, показываю, что это нужно < ...> она дополнительно занимается этим, даже хотела ее отправить за границу < ...> Язык есть язык. Больше возможностей, если знаешь язык, можно что-то выбрать [профессию] (Ж.,38 лет). Таким образом, выявляются такие факторы образовательной стратегии, как представления о гендерной профессиональной спецификации и ориентация на социальную конъюнктуру в условиях расширения международных коммуникаций. Учебные ступени и задачи образования По высказываниям респондентов о целях школьного образования можно выявить их представления о конкретных задачах всех ступеней школьного обучения: в начальной школе - освоение роли «ученика»; в основной школе - усвоение фундаментальных знаний и социализация; в старшей школе - подготовка к поступлению в вуз. Итак, начальная школа, по мнению родителей, должна сформировать способ поведения в школе, отношение к урокам и способу их подготовки. Главными мотивами выбора начальной школы, по ответам респондентов, оказались территориальное расположение школы и личность учителя начальных классов. В основной школе у родителей требования смещаются в сторону собственно обучения и социализации. После освоения в младшей школе базовых учебных техник необходимо начать изучение конкретных дисциплин и параллельно продолжить осваивать более сложные учебные техники. По мере взросления ребенка и перехода его из младших классов в средние все более четкими становятся представления родителей о своей образовательной стратегии. Почти все респонденты не сомневаются, что после окончания 9-го класса их дети продолжат учебу в 10-11 классах. При переходе ребенка из младшего звена в среднее внимание родителей к его успеваемости возрастает. Многие респонденты отмечают, что, поскольку на среднее звено выпадает подростковый возраст, то на этом этапе необходимо обретение навыков общественной жизни, работы в коллективе, освоения разных социальных ролей, общения со сверстниками, что является, по их мнению, одним из необходимых условий успешного обучения. Общественное мнение коллектива для подростка является критерием оценки собственных поступков и собственного поведения. Отмечая влияние коллектива на формирование личности, П.П.Блонский писал о том, что детский коллектив является огромной воспитывающей силрй к отдельным своим членам, он не только регулирует общественно-моральное поведение своих членов, но и иногда доходит до регламентации мелочей [Аникеева, 1989, с.35]. Отношения с одноклассниками, атмосфера в классе, по мнению большинства респондентов, во многом зависят от роли классного руководителя. Активная позиция педагога, его заинтересованность в целом положительно оцениваются родителями. Равнодушное отношение к классу как коллективу вызывает негативное отношение к классному руководителю как детей, так и их родителей: 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz