Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Достаточно высокие требования родителей к стандартам образования порождают ситуацию, когда качество образования в современной школе многими оценивается как «недостаточное». В качестве основных причин такого положения называют сильную загруженность школьной программы, недостаточную квалификацию педагогического состава школ и проч. Многие респонденты отмечают, что уровень профессиональной подготовки педагогов стал значительно ниже, чем несколько десятилетий назад. Между тем, по мнению респондентов, в современной образовательной ситуации от учителя требуются не только профессиональные навыки и умения, а целый спектр личностных качеств: «терпение», «понимание», «доброта». Таким образом, сохраняются высокие нравственные требования к учителю, которые выделяют данную профессию из многих других. Несмотря на то, что качество образования оценивается как недостаточное, многие родители говорят о том, что у школьников Северо-Запада уровень знаний выше, чем в других регионах России. Некоторые, напротив, считают, что уровень знаний школьников провинциальных городов ниже, чем в крупных административных центрах. Предметные предпочтения Какие школьные предметы из существующих представляются родителям наиболее важными? По мнению респондентов, таковых пять: математика, русский язык, иностранный язык, литература и история. Обратим внимание на явный перевес гуманитарных дисциплин, в том числе в высказываниях респондентов, не причастных по роду занятий к данной сфере. Думается, главным фактором является то, что именно с гуманитарными дисциплинами связано представление об общекультурном уровне человека, на который могут «надстраиваться» прочие специальные знания. Причем, что касается русского языка, литературы и истории, то многие отмечают снижение интереса школьников к этим предметам и, как следствие, - массовую безграмотность. Категория «грамотность» в ее прямом значении продолжает оставаться базовой характеристикой образования, обозначающей «минимум образованности». Обратим внимание на то, что с языком и литературой связываются мыслительные способности, т.е. не только образованность, но и собственно развитие человека. Многие респонденты считают, что привычка и любовь к чтению являются важными факторами в обучении и воспитании ребенка, причем при подборе литературы многие родители стараются учитывать как индивидуальные предпочтения детей, их интересы, так и требования школьной программы. На вопрос о том, стараются ли родители привить ребенку привычку к чтению, большинство респондентов ответили положительно. По ответам респондентов на вопрос о проявлении интереса ребенка к тому или иному предмету четко прослеживаются предпочтения, отдаваемые мальчиками информатике, а девочками - иностранному языку, что в значительной мере поддерживается и родителями. Многие респонденты отмечали, что раскрытие интеллектуальных способностей не только детей, но и их родителей, происходило прежде всего в рамках семьи: Стараемся привить любовь к математике, к компьютеру - это перспективно, особенно, для мальчика <...> все таки для девочки профессиональная ориентация не имеет такого большого значения, как для мальчика, который должен свою семью обеспечивать <... > естественно,без компьютера никак (Ж., 47 лет). 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz