Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

значимого опыта, формирование у него ценностных ориентаций и установок в базовых сферах (видах) жизнедеятельности [Артюхов и др., 1999, с.185]. Важную роль в социализации ребенка играет школа. Являясь институтами социальными, семья и школа, разумеется, отражают все процессы общественного развития в той или иной мере и, изменяясь сами, постоянно порождают изменение отношений между собой. В российской социологической литературе взаимодействие школы и семьи рассматривается редко, преимущественно как соотношение их социальных заказов или задач, формулируемых с позиций интересов разных субъектов (человечества, государства, нации, класса, группы или личности), или как фактор социальных перемещений. При этом не всегда учитывается, что, наряду с государством или определенными влиятельными социальными группами, семья, со своей стороны, предоставляет школе некий социальный заказ, так или иначе соотносимый с ее образовательной стратегией. В связи с этим вызывают исследовательский интерес позиции самих семей в отношении системы образования. По нашему предположению, образовательные потребности тех или иных категорий семей могут вступать в противоречия с потребностями других социальных субъектов, и они не могут не учитываться при формулировании государственного и общественного «заказа» системе образования. Чтобы выяснить отношение семей или, по крайней мере, тех их членов, которые активно вовлечены в процесс социализации детей, к проблеме взаимоотношения их со школой, мы предприняли пилотажное исследование методом интервьюирования жителей г.Апатиты. Это исследование, на наш взгляд, позволяет выявить ключевые вопросы и сформулировать гипотезы для дальнейшего расширенного изучения проблемы. Предназначение школы В целом, хорошее образование в понимании родителей - это фундаментальное образование, которое предполагает наличие трех элементов. Во-первых, важна образовательная составляющая. Во-вторых, родители делают акцент на том, что школа должна обязательно научить оперировать этими знаниями. Дети должны уметь сравнивать, строить модели, прогнозировать, систематизировать, анализировать, уметь находить информацию, строить гипотезы и проч. Весь этот инструментарий должен обеспечить умение учиться. И, наконец, большое значение имеет нравственная составляющая, о которой подробно будет сказано ниже. По этим вопросам мнение респондентов не расходится с общими принципами школьного образования, которые фиксируются нормативными документами и являются общепризнанными. Основные требования к школьному образованию, сформулированные респондентами выглядят следующим образом: Чтобы программа соответствовала тем требованиям, которые необходимы при поступлении в вуз, чтобы не было вот этого разрыва. Чтобы ребенок был подготовлен и имел знания, с помощью которых он мог бы учиться в высшем звене (Ж., 47 лет). Ну, наверное, все-таки основной максимум знаний, которые заложены школьной программой (Ж., 44 года). 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz