Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Такой подход к оценке жизненных достижений в целом сохранился у наших респондентов и по отношению к самим себе. При этом даже сегодня, в рыночных условиях, эта установка сохраняется: интерес к профессии, ее нужность и значимость являются важными элементами оценки жизненного пути, самооценки социального статуса. Большинство респондентов признают образование в качестве самостоятельной культурной ценности. Надо отметить, что представления о самоценности культуры и образования - устойчивый и заметный элемент культурно-образовательных стратегий семей. Интервью показали, что наибольшее внимание к образованию и культурному развитию своих детей проявляют респонденты, увлеченные своей профессией и рассматривающие уровень культуры и образования как самостоятельные ценности. Образованность в самом широком смысле воспринимается семьями прежде всего именно как капитал. Создание и накопление культурного капитала рассматривается большинством респондентов как их важнейшая задача. Устойчивость представлений о ценности образования как фактора социального, экономического и культурного развития, их сходство у различных поколений позволяют говорить о преемственности культурно-образовательных стратегий. Таким образом, уровень образования, образованности и культуры по-прежнему представляют собой значимый, относительно независимый фактор социальной самоидентификации и социального поведения для современной семьи. Подводя итог, можно сказать, что формирование семейной образовательной стратегии во многом зависит от уровня образования самих родителей. В каждой семье, которая занимается воспитанием и образованием детей, вырабатывается определенная образовательная стратегия, под которой мы понимаем прежде всего совокупность относительно устойчивых ценностных и поведенческих установок в семье по поводу приобретения того или иного образовательного или культурного статуса. Как правило, родители стараются сохранить достигнутый ими социальный статус в следующем поколении или повысить его. При этом определяющим показателем является образование и тесно связанная с ним профессия. В ходе исследования выяснилось, что основным ценностным ориентиром большинства родителей является воспитание гармонично развитой личности и достижение их детьми высокого образовательного уровня. Школьное образование в целом не соответствует требованиям современных родителей. Об этом свидетельствует тот факт, что детям часто приходится дополнительно заниматься по школьным предметам с репетиторами. Причины неудовлетворительной школьной подготовки могут быть как внутренними, зависящими от индивидуальных способностей ученика, его мотивации к обучению, так и внешними, определяемыми современной образовательной политикой. Таким образом, образовательные стратегии родителей детерминированы как целями воспроизводства и повышения социального статуса текущего и следующих поколений, так и осознанием ценности образования, определенного уровня культуры как критериев жизненного успеха. В заключение можно сказать, что образовательные стратегии семей представляют собой часть общего процесса адаптации к условиям постоянно реформируемой социальной жизни. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz