Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.

Тут опасности, я думаю, больше, чем плюсов. Минусы - это то, что ребенок будет не адаптирован социально. Просто ребенку же потом все равно в обществе жить, это же все из года в год происходит, это приспособление. (Ж.,47 л.); Не, знаю, может, с одной стороны, это было бы и хорошо [семейное образование], но все равно в среде-mo должен общаться человеческой, учиться ситуациям всяким конфликтным и выходить из них (Ж., 38 л.). Оценивая свои педагогические возможности, респонденты отмечали, что могли бы дать ребенку достаточные знания только по нескольким предметам, так или иначе связанными с их профессией. По остальным предметам школьного курса необходимо было бы обращаться за помощью к опытным педагогам, репетиторам. Дополнительное образование Так или иначе, сотрудничая со школой или опираясь только на собственный образовательный потенциал, родители хотели бы видеть своего ребенка в будущем образованным человеком. Образованный человек, по мнению большинства респондентов, это « гармонично развитая личность », «человек всесторонне развитый», «человек, с которым интересно, который чем-то интересуется и что-то ищет в этой жизни». Однако практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Формализованное базовое образование все больше нуждается в дополнительном, неформальном, которое было и остается одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения. Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование. И если школьное образование все дети получают в более или менее одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то нестандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленное™, вариативности, в зависимости от образовательного потенциала и образовательной стратегии современной семьи. Многие родители, апеллируя к собственному опыту, считают необходимым посещение детьми различных кружков и секций. Родители пытаются направить ребенка, однако выбор дополнительных занятий оставляют за ним. В целом, родители принимают такой вариант дополнительного образования, где ребенок мог бы раскрыть свой творческий потенциал и получить возможность полноценной организации свободного времени. Профессиональное определение В вопросе о профессиональном определении детей у респондентов доминирует фактор удовлетворенности работой, интерес к делу. Апеллируя к семейному опыту, респонденты замечали, что карьера их отца или матери сложилась удачно, потому что родителям нравилась их работа, их уважали и т.д. 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz