Казакова К. С. Образовательные стратегии современной семьи // Кольский Север в XX-XXI вв.: культура, наука, история : сборник статей / Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты, 2009. - С. 64-76.
В современной школе больше свободы, у нас было больше требовательности, это была требовательность, но и была какая-то ответственность больше. У них сейчас меньшая требовательность, но меньше и ответственности за учебу (Ж.,38 лет). Образовательный уровень школы нашего времени был намного лучше, чем современной. И школа, я так думаю, и ученики были лучше, не такие как сейчас. Т.е. сейчас очень много детям позволяется, и это портит (Ж,, 44 года). Таким образом, можно констатировать, что, прежде всего, сравнение оказывается явно в пользу советской школы, а основными факторами ухудшения ситуации признаются снижение статуса учителя в обществе, социальная дифференциация и смягчение дисциплинарных норм. Такую позицию можно отчасти объяснить возрастом респондентов, которые сами социализировались в «советской школе» и положительно восприняли опыт своих родителей. Кроме того, очевидно, сказывается тенденция к положительной переоценке, в частности, образовательного наследия «доперестроечной» эпохи. В представлениях многих людей оно реализовало принципы равенства, а также практиковало более жесткий контроль, с которым ассоциируется большая эффективность образовательно-воспитательной деятельности. Как представляется, в подтексте высказываний заложено представление о стабильности советской школы. Она контрастирует с современным положением вещей: ситуацией реформ, непредсказуемостью (непоследовательностью), противоречивостью образовательной политики. Семейное образование В настоящее время альтернативой обучению в школе является семейное образование. В отличие от западных стран, для России это достаточно новая форма, хотя закон о семейном образовании был принят в России еще в 1993 г. Статья № 10 Закона «Об образовании» РФ устанавливает: «С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования» [Закон .., 1993]. Семейное образование не следует путать, с так называемым, надомным, которое предполагает посещение учителем больного ребенка, если тот не в состоянии ходить в школу сам. Семейное образование - это когда родители сами обучают своих детей по школьной программе у себя дома, без помощи учителей. В качестве преимуществ семейного образования перед школьным отмечаются возможность углубленного изучения определенных предметов, т.е. ранняя профориентация, регулирование ежедневной учебной нагрузки. Семейное образование позволяет родителям передать своим детям весь накопленный ими опыт, объединяет детей и родителей, обеспечивая преемственность поколений и защищая от негативного влияния извне. Несмотря на это, все респонденты отрицательно отозвались о возможности обучения родителями своих детей без участия общеобразовательных учреждений. 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz