Казаков, Л. А. Соседи = Naapurit : общество дружбы двух народов / Лерий Казаков. - Апатиты : Издательство Кольского научного центра РАН, 2013. - 101 с. : ил., портр.

Мурманской области, ничем почти не отличается. Что можно увидеть там необычного? Может быть, лучше сесть на самолет и махнуть на такое же время куда-нибудь в теплые края. Например, в хорошо "освоенные" русскими туристами Турцию и Египет. А если есть побольше денег, уехать в Европу, чтобы увидеть мировые шедевры, такие как Эйфелева башня, Лувр или Колизей. Несложно сейчас попасть в какую-нибудь экзотическую страну - Таиланд, Камбоджу. Да, мало ли других стран, где вы не были". Но нет! Побывав в один раз в соседней стране, мурманчане вновь и вновь едут туда по нескольку раз в год. И не потому, что близко. На вопрос "А почему же еще?" отвечают: "А потому, что там хорошо!" - "А в чем же конкретно?" - в ответ чаще всего слышишь: "Во всем, сразу и не перечислишь". Ныне каким-либо товаром никого не удивишь, в магазинах Мурманской области можно купить все, что душе угодно. Если сейчас нет, закажи, скоро привезут. Доставят даже из Японии и Америки, только плати. Любой автомобиль по заявке, любую бытовую технику по выбору. Не нужно ехать специально в Финляндию, чтобы купить современный мобильник фирмы "Нокия". Есть в магазинах сейчас финская мебель, обувь и одежда. Можно свободно приобрести продукцию фирм "Валио" или "Фазер". Некоторые заядлые любители лыжного экстрима едут на горнолыжные курорты в Вуокатти, Руку или в другие известные места. Горы там в два-три раза ниже, чем в Хибинах, но сервис на порядок выше. Не приходится по нескольку часов стоять в очередь на подъемники, а после катания можно побывать в аквапарке или сауне. Для детей и взрослых стало престижным побывать в Рованиеми у Санта-Клауса. Члены общества дружбы ездят к друзьям на Пикку-ёулу, на зимние игры в снежки, на праздник Рождества. В тот еще недавний период, когда трасса от Санкт-Петербурга до Мурманска стала разрушаться и езда по ней была кошмаром, мурманские водители быстро поняли, что до Питера проще и быстрее добраться по дорогам Финляндии. Такие поездки стали массовыми, и путешественников не смущало то, что горючее в соседней стране в два-три раза дороже, чем на родине. Все знали, что поездка по тем дорогам для пассажиров и для машин все равно что отдых. С введением шенгенских виз этот путь, который был хотя и длиннее, но много привлекательнее, чем по разбитой "Мурманке", стал часто использоваться российскими водителями. Такой массовый поток транзитных машин был даже тревожным сигналом для финских властей, поскольку увеличилось число аварий, появился мусор на дорогах, участились случаи стоянки автотранспортных средств в запрещенных местах. Многие водители не знали, что ночевки людей в машинах, которые так обычны в России, в соседней стране запрещены. В последние годы федеральная трасса на север по Карелии и Мурманской области почти везде приведена в порядок. И сделано это с участием финских дорожников или по финской технологии. Но поездки в Финляндию не стали реже, чем прежде. Транзитом через нее до Питера уже не стало необходимости ехать, но оказалось, что проще и дешевле улететь из Хельсинки в Европу и Америку, чем из любого московского или санкт- петербургского аэропорта. И это обстоятельство опять стало привлекать путешественников из Мурманской области.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz