Казаков, Л. А. Северные древесные растения-целители / Л. А. Казаков, Т. Д. Куваева ; Поляр.-альп. ботан. сад-ин-т им. Н. А. Аврорина Кол. науч. центра РАН, Фил. Поляр. опытная станция Федер. гос. бюджет. науч. учреждения "Федер. исслед. центр Всерос. ин-т генетич. ресурсов растений имени Н. И. Вавилова". - Апатиты : ФГБУН ФИЦ КНЦ РАН, 2018. - 254 с., [5] л. цв. ил. : цв. ил., табл.

Но перейдём к цитированию некоторых отрывков из богатого наследия Михаила Пришвина, которые относятся к нашей тематике. В первую очередь, хочется привести хотя бы небольшие отрывки из очерка «Северный лес», впервые напечатанные в 1935 году под названием «Берендеева чаща»: «Сосны такие прекрасные сами по себе, но как холодны, как равнодушны они в красоте своей к человеку. Ёлки же прямо враждебны, особенно эти северные: тонкие, злые, худые, длинные — то сухими сучьями колют глаза, то нога утопает в их тяжёлом долгомошнике. Среди них даже и весну не узнаешь, а встретишь берёзку в хвойном лесу, и будто это букет цветов на окно». Приведённый отрывок — это как бы ода нашей любимой берёзке. И тут он не одинок. О чувствах Михаила Пришвина к деревьям лучше всего говорят т строки: «Сколько раз, бывало, на тяге стоишь под берёзкой, и над тобой капает сок из обломленного сучка, и чувствуешь всем своим существом, что живая, да человечески, а не ботанически, живая эта берёзка... Как мне хотелось тогда, стоя на тяге под берёзкой в лесу, научиться понимать жизнь какого-нибудь участка леса, чтобы он, долголетний, рассказал мне о судьбе людей с такой коротенькой жизнью. Может быть, это заветное желание чисто поэтического смысла, смутно волнующее, сохраняется с детства от чтения романа П. И. Мельникова-Печерского «В лесах». Пусть даже только через посредничество этого поэта леса, а не по собственной природе моей, родилось это стремление к лесу, теперь уж все равно: в кровь мою вошло чувство жизни дерева... Но есть же деревья и по тысячи лет живут и по две! И я думал об этих деревьях, стоя под берёзкой, что для понимания жизни леса, прежде всего надо научиться чувствовать у деревьев столетия, как наши годы, и тогда только понять движение и борьбу у деревьев, как у людей. Если бы этим живо могли бы мы проникнуться, то не говорили бы мы так часто, что деревья стоят. Если бы могли научиться их долгое время переводить в наше короткое, то жизнь в лесу представилась бы нам, как жизнь людей. Мало того, у деревьев нет чувства своей личности, каждое дерево ничего себе не оставляет и все своё в семени передаёт другому дереву, а то другое — третьему, и так берёзки, сосны, ели передвигаются по земле, создавая вместе с памятниками человеческой культуры, то, что мы называем ландшафтом». 6.3. Дерево, древо... В первой главе мы познакомились с лесом, узнали, что наши северные леса, несмотря на их особенности, можно назвать тайгой. Переходя к освещению роли отдельных деревьев в жизни людей, нелишне будет обсудить и такую тему: а что такое дерево? В последнее время этот термин стал широко использоваться в областях, далёких от дендрологии, лесоводства и даже биологии в целом. И совершенно справедливо, поскольку конструкция дерева оригинальна и интересна для разных случаев жизни. Достаточно вспомнить знакомое многим «родовое древо», которое хотелось бы знать каждому человеку, чтоб не забыть о своих предках. Термин дерево используется в математике, в технических науках и много где ещё, но мы будем рассматривать его применительно к нашей тематике оздоровления людей с помощью деревьев.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz