Казаков, Л. А. Мелиорация, рекультивация и окультивирование почв в Мурманской области : [учебное пособие по дисциплине "Мелиорация и охрана почв" для студентов специальности 020804 "Геоэкология"] / Л. А. Казаков ; Федер. агентство по рыболовству, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : Мурманский государственный технический университет, 2009. - 144 с. : ил., табл.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР МЕЛИОРАТИВНЫХ РАБОТ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ 2.1. Начальный период (XIX в. - нач. XX в.) До начала промышленного освоения природных богатств и увеличе­ ния численности населения необходимости в проведении мелиоративных мероприятий на территории Мурманского края практически не было. На небольших и малочисленных участках огородов, на которых выращи­ валась репа, а впоследствии картофель, каких-либо специальных работ по улучшению плодородия земель не проводилось. Считалось, что в запо­ лярном климате земледелие невозможно и местные жители не тратили на это время. Природное изобилие края позволяло саамам и пришедшим позднее на Кольский полуостров ненцам и коми жить за счет рыболовства, охоты, оленеводства. Поморы, кроме этого, занимались содержанием лошадей, овец и коров. Известно, что в конце XIX и начале XX века в помор­ ских селах имелось большое количество скота, для круглогодичного содержания которого были необходимы значительные площади сенокосов и пастбищ (Ушаков, 1972). Таким образом, следует считать, что первыми мероприятиями по хо­ зяйственному улучшению земель на Кольской земле были культуртехни- ческие работы по расчистке площадей от камней, кустарников и деревьев на сенокосных участках и пастбищах. В некоторых, наиболее влажных местах, выкапывали небольшие канавы для отвода избыточных вод. Рабо­ ты проводились вблизи таких поселений, как Умба, Варзуга и Кузомень, в поймах рек, на ближайших лесных участках и травяных болотах. Первые попытки массового огородничества были предприняты жите­ лями станционных поселков, возникших вдоль построенной в 1914 г. же­ лезной дороги, получившей название "Мурманка". Как правило, этим за­ нимались люди, переселившиеся из более южных районов, привычные к такому занятию. Вполне понятным было их желание вырастить на почти бесплодной земле овощи, крайне необходимые для жизни и здоровья. Железнодорож­ ники пытались разводить огороды у временных жилищ и даже на крышах теплушек, но большинство попыток заканчивались неудачей, прежде всего потому, что не было устойчивых к суровому климату сортов растений. В феврале 1923 г. Советское правительство возложило на Управление Мурманской железной дороги обязанность содействовать развитию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz