Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

ности, согласился на такой подвиг. Оставалось решить еще одну проблему: на чем привезти дельтаплан в Кузомень. Все расчеты, произведенные в Апатитском дельтаклубе, показали, что в ра­ зобранном виде его можно доставить без всяких трудностей на «Ниве» с прицепом. На багажник крыши поместилось свернутое крыло, на прицеп — станина на колесах и подвешенный к ней мотор. Как позднее оказалось, дви­ гатель был такой же, как на отечественных снегоходах «Буран». Мы везем конструкцию в Варзугу, а пилоты приезжают туда на рейсовом Ан-2. Все складывается как нельзя лучше, из Варзуги мы перелетаем в Кузо­ мень и работаем. Дорога в Варзугу в то время проходила вдоль берега моря и была далеко не ровной. На больших кочках, подвешенный на тросах тяжелый мотор, раскачал прицеп, и как бы аккуратно мы ни ехали, произошла непред­ виденная поломка дышла. С немалым трудом он был стянут проволокой, и аппарат благополучно доставлен в село. Последние десять километров при­ шлось ехать со скоростью не более 5 км в час, но главная задача первого эта­ па — доставить аппарат в целости и сохранности — была решена. На следующий день аппарат был собран на участке ровной дороги, веду­ щей по полю. Он поднялся в воздух, и варзужане впервые увидели такую удивительную птицу в своем небе, где впервые авиация появилась еще в 30-е годы. Пилот несколько раз пролетел над селом, катал местных ребят, и к вечеру дельтаплан приземлился на аэродроме, расположенном на левом берегу реки. Утром, когда надо было перемещаться в Кузомень, мы узнаем, что аппарат сломан. Накануне на нем поднялся в воздух второй пилот, местный парень В. Р. Чунин, ранее летавший на подобном авиасредстве в Апатитах. Имея не­ большой опыт, он, видимо, что-то не так сделал при посадке и повредил кры­ ло дельтаплана, которое в тех условиях исправить было нельзя. К счастью, сам он отделался легким ушибом и ходил прихрамывая. Все извинения были для нас бессмысленны, надо было искать что-нибудь другое. В Умбе в ту пору в авиационной лесоохране постоянно использовался вер­ толет. Патрулирование на нем проводил хорошо нам известный летчик-на­ блюдатель Реджинальд Майоров, который согласился помочь осуществить съемку с воздуха. Мы договорились с ним на конкретный день, уехали на согласованное место встречи и стали ждать. Было еще только начало дня, и, чтобы не сидеть без дела, начали съемки ближайших объектов. Помнится, что мы тогда снимали созревшую морошку на голом песке. Столь удивительный кадр можно было снять только в одном месте, где болотную кочку почти ежегодно засыпало подвижным песчаным шлейфом, надвига­ ющимся со стороны открытого участка «пустыни». Морошка пробивалась сквозь небольшой слой песка, цвела и созревала. Здесь же были очень инте­ ресные формы можжевельника сибирского, ровно подстриженного южны­ ми ветрами. Чтобы не терять время, мы снимали и эти уникальные растения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz