Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

несколько сотен сосен. Такой большой объем работы был выполнен в основ­ ном благодаря участию студентов. ШКОЛЬНИКИ НА ПЕСКАХ Столкнувшись с рядом проблем, проделав большую работу на песках, эко­ логические отряды школьников из Апатитов и Мурманска вынуждены были прекратить посадки из-за отсутствия финансирования. Чиновникам образо­ вания было трудно понять, для чего необходимо было ехать в какую-то тьму­ таракань, сажать лес, тратить на это деньги из бюджета, если деревья можно сажать и в городе? И затрат меньше, и дети под присмотром родителей каж­ дый день, ответственности за их судьбу никакой нет. Таким образом, лесничество столкнулось с проблемой отсутствия рабочих рук при создании лесных культур на песках. Стало понятно, что эти работы должны продолжить местные жители. Работы по посадке леса специфичны и практика показывает, что с этой работой лучше всего справляются подрост­ ки. Работа не сложная, но каждому саженцу приходится «кланяться» при по­ садке, что часто бывает не под силу взрослому. В начальной школе в с. Кузомень училось всего 4 ребенка, которым возраст еще не позволял работать. Поэтому обратились за помощью в Варзугскую ос­ новную школу, тем более что при ней на летний период ежегодно создавался трудовой лагерь для помощи колхозу. Дети убирали мусор в деревне, помо­ гали на сенокосе, пасли телят и выполняли другие работы, до которых не доходили руки у взрослых. Благодаря этой работе они с детства привыкали к деревенскому труду. Директор школы Н. Н. Рогозина, зная нашу проблему, охотно пошла навстречу, и в начале июня школьный лагерь мог приступать к посадкам. Старшие ребята, оканчивающие школу, сожалению, в работе не могли принять участие. У них в это время были экзамены. Поэтому посадку леса выполняли школьники шестых-восьмых классов, и среди них проводил­ ся настоящий конкурс. Желающих выполнять эту работу было много, но для того, чтобы принять в ней участие, необходимо было это право завоевать. К работе допускались только успевающие ребята и хорошо подготовленные физически. Дети утром завтракали в школе, затем садились в автомобили и под песни голосистых девчонок по пыльной дороге приезжали на пески, где после не продолжительного отдыха приступали к работе. Часть мальчишек вместе с лесником В. А. Коневым копали ямки. Другие ребята под руководством лес­ ника В. В. Гурьева и преподавателя А. В. Ригина загружали торф из грузовой автомашины в ящики и разносили его по бугристой площади, засыпая в лун­ ки по 2-3 килограмма. Самая ответственная работа — посадка растений — доверялась девчонкам. Сначала в торфе делается щель. Затем, вытащив из пучка одну двухлетнюю сосенку, аккуратно расправляя корни, ее опускают до корневой шейки, внимательно следя, чтобы нежные корешки не повреди­ лись и не загибались. Сжимая с двух сторон, торф уплотняют до выделения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz