Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

В Варзугском лесничестве прекращено выращивание посадочного матери­ ала, поскольку для коммерческой лесной структуры оказался невыгодным отдаленный и относительно небольшой питомник. Большая часть саженцев, высаженных на защитной полосе, была привезена из Зеленоборского. Этот привозной материал, выращенный из семян неизвестного происхождения, явно обречен на повреждения в случае развития грибных инфекций. Сохра­ нившиеся при посадках саженцы могут погибнуть, как неприспособленные к жестким условиям среды. Изменения, происшедшие в последние годы в лесном хозяйстве, приве­ ли к сокращению штатов Варзугского лесничества. На территорию более 1,5 млн га фактически остался только один лесник, который сейчас стал называться государственным инспектором. В прежней структуре в каждом подразделении лесхоза были помощники лесничего. Сейчас этой долж­ ности нет, а лесничество стало по названию участковым. Оценка деятель­ ности структуры сейчас происходит не по уровню состояния лесфонда и работ, производимых в нем, а по числу выявленных нарушений. Если их нет, значит, и нет никакой работы. Лесничество не отвечает в настоящее время за качество работ, выполняемых в лесу, не несет ответственности за будущее лесных культур. Оно потеряло прежнее право быть хозяином в собственном лесфонде. В качестве совершенно парадоксального примера можно привести судьбу созданной в недавнем прошлом защитной лесной полосы на берегу реки, на площади, входящей в состав лесного фонда. Эти посадки оказались ничей­ ными, не приняты лесничеством, никто не понес наказания за неудовлетво­ рительное качество работ, на которые были потрачены немалые средства из государственного бюджета, исчисляющимися десятками миллионов рублей. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ В 80-х годах в Мурманской области было создано много различных экологи­ ческих образований. Это были не прежние юннатские кружки, а совершенно новое экологическое движение, более совершенная форма обучения школь­ ников и приобщения их к проблемам улучшения экологической обстанов­ ки в крае. Некоторые образования назывались экологическими центрами. В них проводились не только дополнительные занятия для школьников, но и осуществлялись комплексные программы теоретической и практической подготовки в различных областях биологии, ботаники, лесоводства и других наук, связанных с природой родного края. По вполне понятным причинам организаторов и руководителей экологиче­ ских центров интересовали по возможности более значительные проекты, в которых могла бы принять участие молодежь, увлеченная экологическими проблемами. На такие работы легче было получить необходимое финанси­ рование. Участие в них значительно повышало престиж организации. Кроме того, привлекала возможность поехать в новые места, особенно отдаленные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz