Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

Такая неудача, безусловно, связана не только с ошибками в агротехнике. Главное все же в том, что создание лесных культур в таких условиях — чрез­ вычайно сложное дело и практически еще не освоенное. Отсутствие леса в этой части побережья не случайно, и основной причиной этого является не­ благоприятный ветровой режим. Постоянные и сильные ветры препятству­ ют росту деревьев, вызывая физиологические иссушения тканей растений летом, и механические повреждения зимой. Следует отметить и тот факт, что из-за отсутствия собственного посадочного материала на такую большую площадь саженцы были завезены из Карелии. Неоднократные попытки обуздать подвижные пески предпринимали и мест­ ные жители. Каждый хозяин, чей огород заносило песком, а из-под избы вы­ дувало даже камни фундамента, делал какую-то защиту, поднимал или вновь устанавливал изгородь. Те, кто жил поближе к реке, высаживали деревья и кустарники, сеяли траву. Некоторым хозяевам удалось создать на своих при­ усадебных участках настоящие оазисы. Особенно много труда вложил в это Николай Антонович Панкратов, который высадил около своего дома черему­ ху, березу, смородину и малину, вырастил хороший травяной покров. Неод­ нократно своими руками он высаживал деревца и высевал семена на разных участках песков. Наиболее успешными были его опыты на приморской поло­ се, где прижились высаженные ивы. После открытия новой школы-десятилетки в Кузомени увеличилось число учащихся, работал большой коллектив педагогов. Среди них нашлись энту­ зиасты, которые с помощью школьников пытались создать зеленые оазисы вокруг школы, построенной на восточном краю села и постоянно засыпа­ емой песком. Особенно большая работа по озеленению была проделана в ту пору, когда директором школы была Анна Александровна Богданова. Эти посадки в удовлетворительном состоянии сохранились до настоящего вре­ мени, хотя давно уже школа закрыта, здание разобрано, а забор вокруг нее разломан и частично засыпан песком. В более хорошем виде сохранилась зелень вокруг больницы. Часть расте­ ний, высаженных с северной стороны здания, почти не пострадали от зано­ сов песка. Частично уцелел и травяной покров на огороженной площадке, и некоторые деревья, высаженные по периметру изгороди. На всех деревьях, вокруг бывших школы и больницы хорошо заметны следы борьбы этих растений за выживание. Они имеют небольшую высоту, стволы их корявы и извилисты, побеги укорочены, а крона разрежена. Но эти дере­ вья успешно растут в противоборстве со стихией без всякой помощи и забо­ ты со стороны человека. И этот факт убедительно свидетельствует о том, что при постоянной и настойчивой работе по озеленению вокруг каждого дома может быть создана зеленая зона. Травянистый покров, появляющийся внутри села, особенно страдает там, где ходят люди, и движется транспорт. Поэтому на всех «межутках», как называ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz