Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.
деятельностью ландшафт, а естественный, созданный самой природой, пусть и при некотором влиянии человека. И нельзя отрицать того, что это свое образный феномен Севера, который целесообразно сохранить, хотя бы ча стично, для будущего с целью продолжения изучения и демонстрации в ка честве оригинального природного объекта. Некоторые участки «пустыни» в их естественном виде привлекательны не только для специалистов, но и для обычных путешественников, туристов и любителей природы. Поэтому появилась идея сохранить наиболее интересные участки песков, не представляющие угрозы, в качестве памятников природы. СЮРПРИЗЫ ПРИРОДЫ Кроме отмеченных выше в целом позитивных изменений за последний, от носительно небольшой отрезок времени, произошли и некоторые негатив ные явления, в основном имеющие природный характер. Они заставили нас по-новому взглянуть на весь процесс работ по мелиорации опустыненной территории и вспомнить о тех предположениях, которые высказывались нами ранее, еще в самом начале исследований. Прежде всего, следует сказать об изменении русла реки. Крутые песчаные склоны правого берега реки в ее излучине очень неустойчивы и под дей ствием ледоходов и высоких половодий могут разрушаться. Река в этом ме сте делает крутой поворот, и вся ударная сила ледохода приходится непо средственно на один небольшой участок берега протяженностью чуть более 500 метров. Предположение о том, что береговая линия в этом месте будет становиться год от года все круче, мы высказывали уже при первых обследо ваниях района работ. При разработке проекта берегоукрепления реки институтом Союзгипровод- хоз исполнителям работ было заявлено, что разрушение берега уже идет и при создании защитной лесной полосы вдоль берега предварительно необ ходимо провести укрепление нижней части склона скальным грунтом или бетонной стенкой. По высокому правому берегу реки вдоль излучины проходит прямой и бо лее короткий путь из Варзуги в Кузомень. Ездят по нему только вездеход ные машины, на обычной легковой машине здесь не проехать: утонешь в сыпучих песках. Но многоосные грузовики и джипы идут беспрепятственно и зачастую по разным дорогам, идущим параллельно друг другу, поскольку широкое и свободное пространство песков, называемое нами плитняком, позволяет ездить, где угодно. Если бы дорога была только одна, водители сразу бы заметили ее исчезновение. А так мало кто замечал обрушение край ней полосы. Водители сразу же переходили на следующий, тоже хорошо на катанный путь, проложенный подальше от опасного обрыва. Никаких опре деленных ориентиров на голом пространстве не было, и поэтому было мало заметно, что разрушение постепенно съедает береговую линию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz