Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

деятельностью ландшафт, а естественный, созданный самой природой, пусть и при некотором влиянии человека. И нельзя отрицать того, что это свое­ образный феномен Севера, который целесообразно сохранить, хотя бы ча­ стично, для будущего с целью продолжения изучения и демонстрации в ка­ честве оригинального природного объекта. Некоторые участки «пустыни» в их естественном виде привлекательны не только для специалистов, но и для обычных путешественников, туристов и любителей природы. Поэтому появилась идея сохранить наиболее интересные участки песков, не представляющие угрозы, в качестве памятников природы. СЮРПРИЗЫ ПРИРОДЫ Кроме отмеченных выше в целом позитивных изменений за последний, от­ носительно небольшой отрезок времени, произошли и некоторые негатив­ ные явления, в основном имеющие природный характер. Они заставили нас по-новому взглянуть на весь процесс работ по мелиорации опустыненной территории и вспомнить о тех предположениях, которые высказывались нами ранее, еще в самом начале исследований. Прежде всего, следует сказать об изменении русла реки. Крутые песчаные склоны правого берега реки в ее излучине очень неустойчивы и под дей­ ствием ледоходов и высоких половодий могут разрушаться. Река в этом ме­ сте делает крутой поворот, и вся ударная сила ледохода приходится непо­ средственно на один небольшой участок берега протяженностью чуть более 500 метров. Предположение о том, что береговая линия в этом месте будет становиться год от года все круче, мы высказывали уже при первых обследо­ ваниях района работ. При разработке проекта берегоукрепления реки институтом Союзгипровод- хоз исполнителям работ было заявлено, что разрушение берега уже идет и при создании защитной лесной полосы вдоль берега предварительно необ­ ходимо провести укрепление нижней части склона скальным грунтом или бетонной стенкой. По высокому правому берегу реки вдоль излучины проходит прямой и бо­ лее короткий путь из Варзуги в Кузомень. Ездят по нему только вездеход­ ные машины, на обычной легковой машине здесь не проехать: утонешь в сыпучих песках. Но многоосные грузовики и джипы идут беспрепятственно и зачастую по разным дорогам, идущим параллельно друг другу, поскольку широкое и свободное пространство песков, называемое нами плитняком, позволяет ездить, где угодно. Если бы дорога была только одна, водители сразу бы заметили ее исчезновение. А так мало кто замечал обрушение край­ ней полосы. Водители сразу же переходили на следующий, тоже хорошо на­ катанный путь, проложенный подальше от опасного обрыва. Никаких опре­ деленных ориентиров на голом пространстве не было, и поэтому было мало заметно, что разрушение постепенно съедает береговую линию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz