Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

о них из сохранившихся летописей. В районе Кузомени, например, были из­ вестны тони Кузонема и Верхняя Кузонема. И может быть, правы те кузомен­ ские жители, которые сомневаются в том, что их село является «выселками» из Варзуги. Не исключено, считают они, переселение началось с устья реки и, как раз Варзуга была «выселками» из первого поселения, основанного вна­ чале у берега моря. Праздник села в Кузомени был организован тоже в августе, когда в селе со­ бирается много людей. В программе этого мероприятия были установки двух памятных знаков. Один их них — обелиск в центре села с именами воинов, отдавших свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Первая па­ мятная доска здесь была установлена еще в 1965 году. В начале двухтысяч­ ных годов на этом небольшом мемориале были вывешены фотографии по­ гибших воинов. Сейчас же установлен новый обелиск.Был проведен митинг. Ветеранов войны в селе ныне уже нет. На торжестве прозвучали воспомина­ ния «детей войны», потомков тех, кто не вернулся с фронта. В нижнем конце села, у клуба, установлена новая стела, где отмечена дата ос­ нования поселения. Здесь была возведена эстрадная площадка, на которой выступили коллективы художественной самодеятельности. Особо хотелось бы отметить выступление небольшого хора поморской песни с. Кашкаран- цы, который с большим успехом поддерживает старинное народное творче­ ство. На радость селян и гостей была приготовлена на костре уха из семги, организована торговля и установлены праздничные столы с угощениями. Празднование Дня села стало ежегодным торжеством. Это новая и очень до­ брая традиция, организуемая сельским поселением Варзуга, укрепляет веру в то, что древние села на Терском берегу живы и у них есть не только боль­ шое историческое прошлое, но и светлое будущее. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ Одним из положительных явлений последнего времени является работа по возрождению духовности местного населения, проводимая православной церковью на Терском берегу. Необходимо вспомнить, что в досоветские вре­ мена отношение поморов к вере, к духовности и нравственности, к право­ славной культуре было всегда более высоким, чем где-либо в других местах России. Проживая в суровых условиях Крайнего Севера, в отдаленных и малообжи­ тых районах, занимаясь промыслом в океане и море, в глухих лесах и бес­ крайней тундре, многие из них нередко попадали в сложные ситуации, когда для сохранения своего здоровья, а то и самой жизни не оставалось ничего другого, как только молить Бога о помощи. Получив счастливое спасение, поморы жертвовали церкви не только деньги, но и отдавали ей часть сво­ ей души, укрепляя в ней веру в Христа-спасителя, приобретая еще большую силу духа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz