Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.
о них из сохранившихся летописей. В районе Кузомени, например, были из вестны тони Кузонема и Верхняя Кузонема. И может быть, правы те кузомен ские жители, которые сомневаются в том, что их село является «выселками» из Варзуги. Не исключено, считают они, переселение началось с устья реки и, как раз Варзуга была «выселками» из первого поселения, основанного вна чале у берега моря. Праздник села в Кузомени был организован тоже в августе, когда в селе со бирается много людей. В программе этого мероприятия были установки двух памятных знаков. Один их них — обелиск в центре села с именами воинов, отдавших свои жизни на фронтах Великой Отечественной войны. Первая па мятная доска здесь была установлена еще в 1965 году. В начале двухтысяч ных годов на этом небольшом мемориале были вывешены фотографии по гибших воинов. Сейчас же установлен новый обелиск.Был проведен митинг. Ветеранов войны в селе ныне уже нет. На торжестве прозвучали воспомина ния «детей войны», потомков тех, кто не вернулся с фронта. В нижнем конце села, у клуба, установлена новая стела, где отмечена дата ос нования поселения. Здесь была возведена эстрадная площадка, на которой выступили коллективы художественной самодеятельности. Особо хотелось бы отметить выступление небольшого хора поморской песни с. Кашкаран- цы, который с большим успехом поддерживает старинное народное творче ство. На радость селян и гостей была приготовлена на костре уха из семги, организована торговля и установлены праздничные столы с угощениями. Празднование Дня села стало ежегодным торжеством. Это новая и очень до брая традиция, организуемая сельским поселением Варзуга, укрепляет веру в то, что древние села на Терском берегу живы и у них есть не только боль шое историческое прошлое, но и светлое будущее. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДУХОВНОСТИ Одним из положительных явлений последнего времени является работа по возрождению духовности местного населения, проводимая православной церковью на Терском берегу. Необходимо вспомнить, что в досоветские вре мена отношение поморов к вере, к духовности и нравственности, к право славной культуре было всегда более высоким, чем где-либо в других местах России. Проживая в суровых условиях Крайнего Севера, в отдаленных и малообжи тых районах, занимаясь промыслом в океане и море, в глухих лесах и бес крайней тундре, многие из них нередко попадали в сложные ситуации, когда для сохранения своего здоровья, а то и самой жизни не оставалось ничего другого, как только молить Бога о помощи. Получив счастливое спасение, поморы жертвовали церкви не только деньги, но и отдавали ей часть сво ей души, укрепляя в ней веру в Христа-спасителя, приобретая еще большую силу духа.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz