Казаков, Л. А. Кузоменские пески в начале XXI века / Казаков Л. А., Вишняков Г. В. - Мурманск ; Апатиты : [б. и.], 2014 (Москва : Тип. "Пи Квадрат"). - 128 с., [4] л. цв. ил. : цв. ил., карты.

МОЩНОСТИ ДОРОЖНИКОВ В областном Комитете экологии, как мы привыкли называть структуру, отвечающую за состояние природной среды (ныне Министерство при­ родных ресурсов и экологии), в конце 2007 года был проведен на кон­ курсной основе аукцион по проведению работ по укреплению правого берега реки Варзуги. На это природоохранительное мероприятие было выделено более 30 млн рублей, сумма достаточно большая для того, что­ бы осуществить весь комплекс работ, включая ее завершающий этап — посадку растений. Исполнителем проекта стал Умбский участок дорож­ но-строительного управления, организация довольно далекая от лесного хозяйства, но обладающая необходимым набором технических средств для выполнения основной, наиболее трудоемкой части работ — торфования песков. Подготовленным ранее проектом предполагалась разработка Сиговецкого торфяного карьера, где по оценке специалистов торфяная залежь была при­ знана по уровню кислотности и составу наиболее пригодной для создания субстрата, (то есть смеси торфа и песка), в который высаживаются травяни­ стые и древесные растения. Сиговецкий карьер расположен более чем в 10 км от границы песков и в целях экономии средств исполнителями была использована более близкая залежь, находящаяся в 4 км от создаваемой защитной лесной полосы. Небольшие объемы торфяной массы из этого ка­ рьера в его нижней части уже ранее использовались для посадок сосны на бугристых песках. Здесь преобладал торф переходного типа, и встречались только небольшие фрагменты низинного, наиболее плодородного торфа, пригодного для роста травянистых растений. На основной же части зале­ жи торф отличался высокой кислотностью и по характеристике был ближе к верховому, малопригодному для злаковых растений. При использовании его в сельскохозяйственных целях необходимо производить раскисление внесением больших доз извести. Выбор организации — исполнителя работ был в целом оправдан по не­ скольким показателям. Умский ДРСУ был ближе всего к месту проведения работ и ему не требовалась дальняя переброска техники. Это предприя­ тие имело наиболее производительную технику: современные самосвалы КамАЗ, импортные погрузчики Volvo, большие экскаваторы и бульдозеры. Техническое оснащение дорожников было на самом современном уровне. Немаловажен был и тот факт, что такой большой объем работ доверялся местной структуре в районе, испытывающем после перестройки проблемы с занятостью трудового населения. Как известно, градообразующее пред­ приятие, каким более ста лет был Умбский леспромхоз, где работала основ­ ная часть населения, уже много лет назад ликвидирован. Одновременно был закрыт морской порт и несколько мелких предприятий, связанных с лесной отраслью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz