Касиян А. С. Остров Медвежий (архипелаг Шпицберген) как объект экономических и военно-стратегических интересов России, Германии и Норвегии на рубеже XIX–XX вв. // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010. - Вып. 1. - С. 87–93.
В северной части Медвежьего острова работала частная экспедиция «Союза германско го морского рыболовства» (Deutshe Seefischerei-Verein), во главе которого стоял В. Хервиг. Ко манда из 15 человек на трёх судах («Вигилант», «Аугуста» и «Элма») в сопровождении военно го корабля «Ольга» (капитан X. фон Дассель) изучала перспективность ведения рыбного и ки тового промысла. В более удобной юго-восточной части острова (бухты Южная и Моржовая) обосновался Теодор Лернер (1866-1931), прибывший на судне «Хельголанд» под командовани ем капитана Г. Рюдигера и потеснивший расположившуюся недалеко от него шведскую науч ную экспедицию под началом Г. Адерссона. Последний занимался на острове геологическими, биологическими и метеорологическими исследованиями и получил лестную характеристику академика Ф.Н. Чернышёва, одного из руководителей шведско-российской экспедиции по изме рению дуги шпицбергенского меридиана (1898-1902 гг.)11. Следует также отметить, что именно в 1899 г., с лёгкой руки норвежца С. Закариассена, на архипелаге Шпицберген началась про мышленная угледобыча12, коснувшаяся и о. Медвежий. По донесению В.А. Березникова, немецкий журналист Т. Лернер, уроженец г. Линц, впервые посетил Шпицберген в 1895 г. в качестве безбилетного пассажира туристического па рохода норвежской компании «Вестеролен», осуществлявшей рейсы Хаммерфест - Шпицбер ген и обратно13. Через год он описал трагический полёт шведского воздухоплавателя С. Андрэ, а в 1897 г. возглавил поездку на яхте к архипелагу. В 1898 г. Т. Лернер инициировал собствен ную научную экспедицию на Шпицберген, о результатах которой лично телеграфировал Гер манскому императору, правда, судя по донесениям В.А. Березникова, не получил какой бы то ни было материальной поддержки. Российский консул откровенно сомневался в «научности» этого мероприятия, поскольку Т. Лернер неоднократно был уличён в лживости и не пользовался по пулярностью ни в Норвегии, ни у себя на родине14. Подобного же нелицеприятного мнения о немецком журналисте придерживался и архангельский губернатор А.П. Энгельгардт15. Знаме нитый норвежский исследователь Арктики Ф. Нансен в своей книге о Шпицбергене охаракте ризовал Т. Лернера как «полярного энтузиаста» и «обстоятельного человека», обладавшего в то же время непомерными амбициями, за что получил прозвище «туманный князь». Согласно ироничному описанию Ф. Нансена, Т. Лернер «грозно» расхаживал по острову «с маузером в руках», «в сопровождении трёх телохранителей с магазинными винтовками», «нападая на вся кого, кто осмеливался бросить якорь в здешних водах или ступить ногою на берег»16. Вызывающее поведение Т. Лернера всколыхнуло общественные и дипломатические кру ги России, Соединённых Королевств Швеции-Норвегии и Германии. С целью проверки сведе ний о богатых рыбных промыслах и месторождениях каменного угля на о. Медвежий, а также для контроля над деятельностью немцев, российское правительство отправило на остров при сутствовавший при открытии Екатерининской гавани крейсер I ранга «Светлана» под командо ванием контр-адмирала I ранга А.М. Абазы. Сопровождать военное судно был отправлен крей сер «Бакан», с 1897 г. совершавший ежегодные рейды по охране побережья Мурмана от ино странных браконьеров, под командованием капитана II ранга К.Л. Ергомышева. В инструкции капитану «Светланы» предписывалось, в частности, «обойти вокруг Мед вежьего острова с заходом в южную, восточную и северную бухты», «предварительно в Архан гельске <...> собрать возможные сведения о русских посёлках на Медвежьем острове», удосто вериться на месте, «имеются ли постройки на картах, названные русскими станциями, которых две: одна против восточной бухты на реке, другая близ северной бухты». Там, «где окажутся остатки русских поселений», нужно было поднять «русский коммерческий флаг» и сделать «подписи о принадлежности России исключительно только этих мест острова. Надписи должны быть на трёх языках: русском, французском и английском». Кроме того, А.М. Абаза должен был собрать «подробные сведения о немецкой станции против южной бухты и о. Гуля»17. 26 июня (ст.ст.) 1899 г. «Светлана» вышла с возложенным на неё поручением из Архан гельска, где капитану, правда, так и не удалось ничего узнать о «русских поселениях» на Мед вежьем острове18. В своей телеграмме он, между прочим, подчеркнул, что «в Хаммерфесте ни кто не сомневался в захвате немцами острова», и попросил указаний на тот случай, «если нем цы заняли именно те пункты, в которых найдутся следы прежних русских поселений»19. К середине июля «Светлана» вернулась на материк. О результатах рейда А.М. Абаза ла конично телеграфировал из Тромсё в Морское министерство: «без затруднения поднял коммер ческий флаг, сделал надпись на месте вероятного прежнего поселения на черте острова и по
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz