Касиян А. С. Российско-шведская экспедиция по градусному измерению на Шпицбергене (1898–1901 гг.): взгляд с российской стороны // Живущие на Севере: опыт и прогнозы : сборник статей / науч. ред. П. В. Фёдоров. - Мурманск, 2008. - С. 189–194.
ранга Ергомышев), шведская канонерка «Свенск-Зунд» (командир - граф Гамильтон), шведское и русское фузовые судна «Рюрик» и «Бетти» и, на конец, русское судно «Ледокол № 2» . Успешный проход кораблей через льды Стур-Фьорда обеспечил знаменитый ледокол «Ермак». Градусное измерение планировалось провести « вдоль восточного брега Шпицбергена от Южного мыса вдоль Стур-фъорда и пролива Гин- лопен до самого северного острова архипелага Семи островов»1. Работы должны были продолжаться два лета и одну зиму, начиная с 1899 г. Соби рание всех предварительных данных возлагалось на рекогносцировочную партию шведских ученых и опытного русского военного геодезиста, вы шеупомянутого подполковника Ф.А. Шульца. Подготовительная экспеди ция « удалась вполне » и, по отзыву ее начальника, профессора М. Едерина, « успех этот в значительной степени был обусловлен участием» Ф.А. Шуль ца3, который в июле 1899 г. был удостоен почетного ордена Станислава второй степени за « отлично-усердную и ревностную службу производите ля геодезических работ»*. Высоко оценили деятельность подполковника и шведы, пожаловав его орденом Вазы командорского креста второй степе ни5. Результаты плодотворной работы команды Шульца отражены в его подробных отчетах, содержащих метеорологические журналы, чертежи сигналов и карту Шпицбергена6. Собственно научные исследования можно разделить на 3 этапа: 1) лето 1899 г.; 2) зима 1899-1900 гг.; 3) лето 1900 г. Отметим, что все ста дии были успешно пройдены как русскими, так и шведскими учеными, хо тя им пришлось столкнуться с суровой арктической природой и с неуряди цами технического характера. Российская группа зимовала на мысе Ли, в бухте Хорнсунн, в трехстах километрах к югу от шведов, остановившихся в заливе Трейренберг. Отечественная команда под руководством капитана генерального штаба, геодезиста Д.Д. Сергиевского состояла из 25 человек, включая матросов и прислугу. Из записок доктора Бунге7, одного из участников экспедиции, можно узнать немало подробностей устройства быта отечественных ученых. В 7 утра 4 (1 7 ) сентября 1899 г. «Бакан» и «Ледокол» отчалили от скалистых берегов Шпицбергена, оставив российских исследователей один на один с полярной ночью. Зимовщики сначала не замечали ее «удручающего» воз действия и не жаловались на расстройство сна. Бунге даже иронизировал 1Экспедиция по градусным измерениям на островах Шпицбергена... - С. 2. 2 РГВИА. - Ф. 404. - Оп. 2. - Д 461. - Л. 4. 3Там же. - Ф. 400.-О п . 12. - Д. 21171. - Л. 1. 4 Там же. - Л. 8, 13. 5Там же. - Л. 4. 6Там же. - Ф. 404. - Оп. 2. - Д. 461. - Л. 34-а, 34-6. 7 Зимовка на Шпицбергене 1899-1900 гг. (Из записок д-ра Бунге) / / 11равительственный вестник. - 1900. - № 141. _ С. 2-3. 192
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz