Касиян А. С. М. Н. Сулейм. Советские военнопленные в Норвегии в 1941–1945 гг. : численность, организация и репатриация. Осло, 2009. (M. N. Soleim. Sovjetiske krigsfanger i Norge 1941–1945 : antall, organisering og repatriering. Oslo: Spartacus Forlag, 2009. 464 s.) : [рецензия] // Вестник «Баренц-центра» МГГУ. - Мурманск, 2010. - Вып. 9. - С. 161–167.

как бойцы РККА, так и угнанные мирные жители («остарбайтеры») (с. 9 9 -1 6 0 ). В четырёх главах анализируются взаимоотношения нор­ вежцев и советских пленных (с. 174-239). Самая объёмная часть, зани­ мающая более четверти всей работы, связана с проблемами возвращения советских граждан на родину (с. 240-364). Подобная структура моно­ графии объясняется тем, что автор ставит перед собой задачу не столько описать, как протекала жизнь советских узников в нацистском плену, сколько проанализировать влияние этого явления на последующую внутреннюю и внешнюю политику норвежского правительства, в част­ ности, на отношения Норвегии и СССР. Первая вводная глава носит говорящее название, «Посланные сюда, чтобы умереть», взятое из дневника бывшего пленного К. Севердинцева, которого зимой 1943 г. вместе с такими же грязными, оборванными и замёрзшими товарищами отправили в лагерь г. Хаштад (область Тромс). Последующий анализ материала корректирует воспри­ ятие всех нацистских лагерей как лагерей смерти. В Норвегии советские военнопленные не уничтожались целенаправленно, а использовались Вермахтом как бесплатная рабочая сила для военных нужд. В то же время, ссылаясь на то, что СССР не подписал Женевскую конвенцию 1929 г., нацисты могли не считаться с её условиями о гуманном отно­ шении к пленным. Это во многом способствовало созданию впечатле­ ния сознательного массового умерщвления советских узников, содер­ жавшихся в лагерях скандинавской страны с её суровым климатом, осо­ бенно в северных областях, в строениях барачного типа и антисанитар­ ных условиях, на голодном пайке, без элементарной медицинской по­ мощи и при ежедневной, изнурительной физической нагрузке (с. 55-70). Силами советских военнопленных были построены стратегически важ­ ные для нацистской Германии арктическая железная дорога от г. Му-и- Рана до г. Киркенес (Нурландсбанен), автодорога, связывавшая север­ ную Норвегию с Финляндией, а также Атлантический вал (линия обо­ ронительных сооружений вдоль западного побережья Норвегии). Кроме того, советские пленные были брошены на строительство аэродромов, бункеров для немецких подводных лодок в Тронхейме и Бергене (с. 126-147). В связи с несомненным значением для экономики Норвегии сухо­ путных транспортных артерий, построенных в годы нацистской оккупа­ ции, М.II. Сулейм поднимает болезненный для послевоенных норвеж­ ских властей вопрос об оценке и компенсации принудительного труда советских граждан (с. 350-364). Исследовательница отмечает, что не­ обоснованные опасения требований материального возмещения за этот труд со стороны СССР заставляли норвежские власти скрывать и даже фальсифицировать статистику по советским военнопленным. Например, 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz