Касиян А. С. Охрана российских территориальных вод от «норвежских хищников» на примере деятельности морского транспорта «Бакан», 1902–1914 гг. // Вестник Поморского Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007. - Вып. 9. - С. 4–9.
Примечания 1Территориальные воды (море) - морской пояс шириной от 3 до 12 морских миль (1 мор. миля = 5,565 км), примыкающий к сухопутной территории или внутренним водам прибрежного государства (в случае государства- архипелага - к его архипелажным водам), которое осуществляет свой суверенитет над т.в., их дном, недрами и воздушным пространством над ними с соблюдением норм международного права. См.: Дипломатический словарь / ред. А.А.Грамыко др. Т. 3. М., 1986. С. 459 - 460. 2Попов Г.П., Давыдов Р.А. Морское судоходство на русском Севере в XIX - начале XX вв. Екатеринбург-Архан гельск. 2002. Кн. 1. С. 197- 215. 3Новый «Бакан», одноименный с патрульным судном 1882 г. был построен в Санкт-Петербурге и спущен на воду в 1896 г. При водоизмещении в 885 т; длине - 50,4 м, ширине - 9,9 м и осадке - 3,7 м «Бакан» имел запас угля 130 т, обеспечивавшим плавание на 1800 миль, и развивал скорость не более 9 узлов, чем значительно уступал иностран ным траулерам, обладавших ходом не менее 10,5 узлов. 4Инструкция командиру транспорта «Бакан», посылаемому для охраны морских промыслов по северному побережью Европейской России в 1902 г. // АВПРИ. Ф.155,1-5. Оп. 445. Д.35. JI. 2. 5Там же. 6Там же. Л.З. 7Там же. Л. 2 - 3 . 8Там же. Л. 3 - 4 . 9Каждое норвежское судно, подлежавшее регистрации или плававшее за границу, обязано было, согласно §5 норвежского морского закона, иметь на каждой из сторон написанное легко читаемыми буквами название, на корме - название и порт приписки. Чтобы затруднить опознание, незаконно промышлявшие норвежцы снимали боковые доски с именами. Команду часто нанимали из русских, что давало повод при встрече с российским судном поднять русский флаг, и договориться со случайными свидетелями их нарушения. 10Донесение О. Визеля от 23 сентября/6 октября 1902 г., от 28 января/10 февраля 1904 г./ / АВПРИ. Ф.155, 1-5. Оп. 445. Д.35. Л.24 -26 ; 29-30. 1Донесение О. Визеля от 18/31 августа 1905 г. //АВПРИ. Ф.155,1-5. Оп. 445. Д.35. Л. 59-62. |2Там же. Л. 62 -63 . 13В конце XIX - начале XX вв. вопрос о границе территориальных вод вызывал острые дискуссии как среди политиков, так и среди юристов-международников ведущих морских держав из-за отсутствия единого критерия для этого пространства, определявшегося в разных государствах шириной от 1о 12 мор. миль. В Норвегии, в отличии от принятых, например, в России и Великобритании 3 мор миль, территориальной полосой традиционно считалось расстояние в 4 мор. мили, что являлось причиной частых разбирательств вышеназванных государств. (См.: Б. Ноль- де. Отчет Норвежской комиссии по исследованию морской границы // АВПРИ. Ф.370: Коллекция. Оп. 610: Личный архив Нольде. Д. 189. Л. 2 - 5, 7 -11,14). 14АВПРИ. Ф. 155: Департамент, 1-5: «Север». Оп.445. Д.39. Л. 4,145-147,149-150. І5ПСЗРИ-ІІІ.Т29:1909. Отд. 1. СПб., 1912. №32777. |6АВПРИ.Ф. 155: Департамент, 1-5: «Север». Оп.445. Д 39. Л. 232-235. 17 Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ соч. (1999). С. 112; Попов Г.П., Давыдов Р.А. Указ соч. (2002). С. 221. 18АВПРИ. Ф. 155: Департамент, 1-5: «Север». Оп.445. Д 39. Л. 8-9,104,191. 19Там же. Л. 41 ,4 4 -4 6 ,4 8 -5 3 ,5 5 . 20Рыбоводство и рыболовство//ИАОИРС. 1911. №11. С. 943-944. 21Почему иностранцы свободно промышляют в русских водах? // Новое время.25 октября, 1913. 22АВПРИ. Ф. 155: II Департамент, 1-5: «Север». Оп.445. Д.39.Л.245,250,255 -256,272. Р е ц е н з е н т - Репневский А. В., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей исто рии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz