Касиян А. С. Охрана российских территориальных вод от «норвежских хищников» на примере деятельности морского транспорта «Бакан», 1902–1914 гг. // Вестник Поморского Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007. - Вып. 9. - С. 4–9.

промысловых мест, а назначенный на защиту их интересов единственный патрульный транс­ порт опасался подходить ко льдам и явно избе­ гал «неприятностей, сопряженных с захватом норвежских судов»11. Предприимчивый консул предлагал собственные меры для охраны инте­ ресов немногочисленных, но отважных русских промышленников: следить за наличием боковых досок у норвежских промысловых шхун, о на­ рушениях сообщать норвежскому правитель­ ству; весной посылать «Бакан» в обход иност­ ранным портам, прямо в Александровск; на период с конца февраля по начало марта, до прихода «Бакана», поручить патрулирование вод до м. Канин Нос полицейскому пароходу «Мур- ман»; предписать команде «Бакана» строже от­ носиться к нарушителям, поскольку снисхожде­ ние «делает их лишь еще более дерзкими»12. С конца 1907 г. в переписке между Морс­ ким Министерством и Министерством Иност­ ранных дел впервые серьезно был поставлен вопрос о пересмотре инструкции командиру «Ба­ кана» из-за неясности формулировки понятия «территориальные воды»13 - «от мыса Св. Нос к мысу Канин Нос, в трехмильном от них рас­ стоянии». Министерство Землеустройства и Земледелия вместе с Морским Министерством сходились на необходимости расширить рыбо­ охранную зону до 12 миль. В МИД колебались, т.к. при задержании «Баканом» нарушителей «в полярной полосе ... в случае протеста откло­ нить таковой на законном основании», чиновни­ ки хотели опираться «на точное постановление закона»14. Морская таможенная полоса опреде­ лялась высочайше утвержденным российским законом от 10 декабря 1909 г. как «простран­ ство воды в 12 морских миль от линии наи­ большего отлива от морских побережий Госу­ дарства Российского, как на материке, так и на островах». В ее пределах «как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со сторо­ ны тех русских властей, на которых возложена пограничная охрана государства»15. Поскольку данное нововведение долго не приживалось на Русском Севере из-за бюрок­ ратических проволочек, командиры «Бакана» вынуждены были продолжать патрулирование, руководствуясь прежней инструкцией вплоть до 1914 г., хотя и высказывали несогласие. Капи­ тан 2-го ранга Дмитриев в своем рапорте от 9 сентября 1913 г. настаивал на изменении п.1, инструкции с целью пресечь пребывание инос­ транных судов в русских водах, под предлогом использования «права убежища». Дмитриев предлагал ужесточить инструкцию, дополнив ее фразой, исключавшей злоупотребление данным правом: «воспрещается стоянка в террито­ риальных водах иностранным промысловым судам всех родов без крайней на то необходи­ мости; под крайностью подразумевается: буря , но не для судов траловой конструкции; голод, отсутствие пресной воды, но не для паровых судов; тяжелые болезни, повреждения двигате­ ля, но не для тех судов, которые имеют еще и паруса»16. Кроме того, капитан считал непонят­ ным п. 4 инструкции о процедуре ареста из-за невозможности определить точное место и вре­ мя промысла иностранных траулеров, легко ус­ кользавших при виде «Бакана». Справедливости ради отметим, что норвеж­ цы были далеко не единственными нарушите­ лями, промышлявшими в русских территориаль­ ных водах. Из донесений О. Визеля мы узнаем о других иностранных, преимущественно анг­ лийский17, траулерах, не раз замеченных у бе­ регов Мурмана (Айновы острова, полуостров Рыбачий и др.)18. Чтобы пресечь наплыв ино­ странных рыбопромышленников, возвращавших­ ся из России с богатой добычей, II Департамент МИД в апреле 1909 г. обратился к императорс­ ким консульским представительствам 14 евро­ пейских и британских городов Северного моря с просьбой сообщать достоверную информацию о судах, осуществлявших или намеревавшихся осуществить промысел на российской террито­ рии. Из 9 городов (в том числе из Христиании и Гаммерфеста) пришли ответы, в которых выражалась готовность помочь царскому пра­ вительству19. Российские консулы в Норвегии, тем не менее, подчеркивали трудность добычи достоверных сведений из-за того, что норвеж­ ская таможня не властна над промысловыми экспедициями. Кроме того, вице-консулы юж

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz