Касиян А. С. Охрана российских территориальных вод от «норвежских хищников» на примере деятельности морского транспорта «Бакан», 1902–1914 гг. // Вестник Поморского Университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2007. - Вып. 9. - С. 4–9.
промысловых мест, а назначенный на защиту их интересов единственный патрульный транс порт опасался подходить ко льдам и явно избе гал «неприятностей, сопряженных с захватом норвежских судов»11. Предприимчивый консул предлагал собственные меры для охраны инте ресов немногочисленных, но отважных русских промышленников: следить за наличием боковых досок у норвежских промысловых шхун, о на рушениях сообщать норвежскому правитель ству; весной посылать «Бакан» в обход иност ранным портам, прямо в Александровск; на период с конца февраля по начало марта, до прихода «Бакана», поручить патрулирование вод до м. Канин Нос полицейскому пароходу «Мур- ман»; предписать команде «Бакана» строже от носиться к нарушителям, поскольку снисхожде ние «делает их лишь еще более дерзкими»12. С конца 1907 г. в переписке между Морс ким Министерством и Министерством Иност ранных дел впервые серьезно был поставлен вопрос о пересмотре инструкции командиру «Ба кана» из-за неясности формулировки понятия «территориальные воды»13 - «от мыса Св. Нос к мысу Канин Нос, в трехмильном от них рас стоянии». Министерство Землеустройства и Земледелия вместе с Морским Министерством сходились на необходимости расширить рыбо охранную зону до 12 миль. В МИД колебались, т.к. при задержании «Баканом» нарушителей «в полярной полосе ... в случае протеста откло нить таковой на законном основании», чиновни ки хотели опираться «на точное постановление закона»14. Морская таможенная полоса опреде лялась высочайше утвержденным российским законом от 10 декабря 1909 г. как «простран ство воды в 12 морских миль от линии наи большего отлива от морских побережий Госу дарства Российского, как на материке, так и на островах». В ее пределах «как русские, так и иностранные суда подлежат надзору со сторо ны тех русских властей, на которых возложена пограничная охрана государства»15. Поскольку данное нововведение долго не приживалось на Русском Севере из-за бюрок ратических проволочек, командиры «Бакана» вынуждены были продолжать патрулирование, руководствуясь прежней инструкцией вплоть до 1914 г., хотя и высказывали несогласие. Капи тан 2-го ранга Дмитриев в своем рапорте от 9 сентября 1913 г. настаивал на изменении п.1, инструкции с целью пресечь пребывание инос транных судов в русских водах, под предлогом использования «права убежища». Дмитриев предлагал ужесточить инструкцию, дополнив ее фразой, исключавшей злоупотребление данным правом: «воспрещается стоянка в террито риальных водах иностранным промысловым судам всех родов без крайней на то необходи мости; под крайностью подразумевается: буря , но не для судов траловой конструкции; голод, отсутствие пресной воды, но не для паровых судов; тяжелые болезни, повреждения двигате ля, но не для тех судов, которые имеют еще и паруса»16. Кроме того, капитан считал непонят ным п. 4 инструкции о процедуре ареста из-за невозможности определить точное место и вре мя промысла иностранных траулеров, легко ус кользавших при виде «Бакана». Справедливости ради отметим, что норвеж цы были далеко не единственными нарушите лями, промышлявшими в русских территориаль ных водах. Из донесений О. Визеля мы узнаем о других иностранных, преимущественно анг лийский17, траулерах, не раз замеченных у бе регов Мурмана (Айновы острова, полуостров Рыбачий и др.)18. Чтобы пресечь наплыв ино странных рыбопромышленников, возвращавших ся из России с богатой добычей, II Департамент МИД в апреле 1909 г. обратился к императорс ким консульским представительствам 14 евро пейских и британских городов Северного моря с просьбой сообщать достоверную информацию о судах, осуществлявших или намеревавшихся осуществить промысел на российской террито рии. Из 9 городов (в том числе из Христиании и Гаммерфеста) пришли ответы, в которых выражалась готовность помочь царскому пра вительству19. Российские консулы в Норвегии, тем не менее, подчеркивали трудность добычи достоверных сведений из-за того, что норвеж ская таможня не властна над промысловыми экспедициями. Кроме того, вице-консулы юж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz