Касиян А. С. Норвегия и Россия в 1905–1906 годах: к истории становления отношений // Северная Европа : проблемы истории / отв. ред. О. В. Чернышева, А. А. Комаров ; Ин-т всеобщей истории. - Москва, 2015. - Вып. 8. - С. 89–100.
А. С. Касиян Россия и Норвегия в 1905-1906 годах: к истории становления отношений В настоящей публикации освещаются российско-норвежские дипломатические отношения и династические связи двух стран в судьбоносный для Норвегии период расторжения унии со Шве цией. Основой для публикации послужили шведско-норвежская историография, а также материалы архивов АВПРИ и РГВИА. Одним из результатов эпохи Наполеоновских войн стало воз никновение на Скандинавском полуострове нового государства - Соединенных Королевств Швеции и Норвегии (1814-1905). Положение Норвегии в этом союзе было гораздо более самостоя тельным, чем в предыдущей унии с Данией (1536-1814): собст венный парламент (стортинг), конституция и финансы. Объеди няющими факторами должны были стать монарх, находившийся в Стокгольме, и внешняя политика, определявшаяся там же. Од нако в них оказался и корень последующих противоречий между Швецией, исторически и экономически ориентировавшейся на Германию, и Норвегией, для которой таким ориентиром была Ве ликобритания. В 1820-е годы уния дала первую трещину, вызван ную разными приоритетами во внешней торговле Швеции и Нор вегии1. Ситуация обострилась в середине 1880-х годов в связи со стремлением Норвегии получить самостоятельное консульство* и возможность вести независимую от Швеции внешнюю политику. Напряженная работа совместных шведско-норвежских комиссий (1895-1898, 1902-1904) по урегулированию этого вопроса в рам ках унии успехом не увенчалась. 17 мая 1905 г. стортинг в одностороннем порядке принял за кон о консульской службе, категорически отвергнутый шведским королем. В знак протеста последовала отставка норвежского пра вительства, а 7 июня норвежский парламент утвердил резолюцию о расторжении унии ввиду неспособности Оскара II сформиро вать новое правительство2. * В обязанности консула входил контроль над соблюдением прав граждан своего государства, в том числе в их торговой деятельности, в стране (районе) пребывания. Норвежские консулы подчинялись шведскому МИД, но поскольку линии внешнеторговой политики Швеции и Норвегии кардинально расходились (протекционизм и свобода торговли - соответственно), подобное подчинение для норвежцев было неприемлемым. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz