Касиян А. С. Борьба за арктические архипелаги / Касиян А. С., Нильсен Й. П. // Сближение : Россия и Норвегия в 1814–1917 годах / Ун-т Тромсё – Арктический университет Норвегии, Институт всеобщей истории РАН / ред. Й. П. Нильсен ; пер. с норв. - Москва, 2017. - С. 479–500.

17 - БОРЬБА ЗА А РКТИЧЕСКИЕ А РХИПЕ Л А ГИ Консул Владимир Александрович Березников крепким основанием для права владения этим архипелагом»30. Российский консул в Финн- марке В.А. Березников на основе анализа норвежской прессы пришел к иному выводу. По его мнению, идея захвата Шпицбергена Норвегией «пропагандируется лишь некото­ рыми местными шовинистами, которых уте­ шает мысль распространить норвежский флаг на Северном океане»31. Как продемонстри­ ровало дальнейшее развитие событий, прав оказался Мартенс. Норвежское правительство взяло курс на подчинение всей системы ком­ муникаций между архипелагом и материком. В 1911 г. беспроводное телеграфное сооб­ щение между Шпицбергеном и материком оказалось под контролем Норвежского теле­ графного управления32. На рубеже ХІХ-ХХ вв. началась активная разработка норвежцами (а затем также британ­ цами и американцами) угольных месторожде­ ний на архипелаге Шпицберген, что поставило под угрозу соглашение 1871—1872 гг. Между­ народный скандал случился, когда немецкий журналист Т. Лернер в 1899 г. попытался уста­ новить суверенитет Германии над о. Медве­ жий33. Акция эта вызвала большую обеспоко­ енность в Норвегии, но, уповая на прошлое, надеялись, что Россия положит конец деятель­ ности этого полярного авантюриста, что и про­ изошло. Россия, вовсе не желавшая пускать на самотек ситуацию и давать Германии возмож­ ность установить свой контроль над Шпиц­ бергеном, отправила на остров военное судно «Светлана» и тем отпугнула немцев34. Шпицбергенский уголь Коммерческая угледобыча на Шпицбергене началась примерно в 1899 г., когда норвеж­ ский шкипер С. Сакхариассен привез груз каменного угля с открытых залежей Шпиц­ бергена в Тромсё. В последующие годы на островах был создан ряд норвежских гор­ нодобывающих предприятий, но нехватка капитала привела к постепенному переходу всех норвежских шахт в руки британских и американских бизнесменов35. В результате «угольной гонки» на Шпицбергене вплоть до Первой мировой войны установилась моно­ полия американского капитала («The Arctic Coal Company A/S, ACC»)36. Правительство Российской империи довольно поздно заинтересовалось развитием собственной угольной промышленности на Шпицбергене. К активным действиям его подтолкнуло возникновение независимого норвежского государства в 1905 г. В своих донесениях в МИД в начале 1906 г. россий­ ский посланник в Кристиании А.Н. Кру- пенский ссылался на тревожные донесения российского вице-консула в Хаммерфесте Г.Г. фон цур Мюлена37. Его беспокоило засилье на Шпицбергене английского и аме­ риканского капитала, а также популярность норвежских морских перевозок и норвежской почты38. Разумеется, министр иностранных дел Лёвланд выступил с заявлением о том, 4 8 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz