Касиян А. С. Борьба за арктические архипелаги / Касиян А. С., Нильсен Й. П. // Сближение : Россия и Норвегия в 1814–1917 годах / Ун-т Тромсё – Арктический университет Норвегии, Институт всеобщей истории РАН / ред. Й. П. Нильсен ; пер. с норв. - Москва, 2017. - С. 479–500.

17- БОРЬБА ЗА А РКТИЧЕСКИЕ А Р ХИПЕ Л А ГИ до полюса прежде Амундсена, чтобы слава от этого подвига досталась России, а не Норве­ гии68. Он ничего не знал о том, что Амундсен передумал идти к Северному полюсу, а вместо этого взял курс на Антарктику с целью поко­ рить Южный полюс. 1912 год был очень трудным с точки зре­ ния ледовой обстановки, и все три россий­ ские экспедиции исчезли при весьма трагич­ ных обстоятельствах. Из экспедиций Седова и Брусилова лишь немногим выжившим удалось вернуться назад, к цивилизации. Из экспедиции Русанова не вернулся никто69. Среди экипажа «Геркулеса» был А.С. Кучин. За год до этого он участвовал в экспедиции Амундсена в Антарктику, которая заверши­ лась тем, что норвежский полярный иссле­ дователь с избранной группой людей достиг Южного полюса в декабре 1911г. (см. главу 19 наст. изд.). Российские и норвежские угледобывающие компании В 1912 г. российский предприниматель М. Левин* основал, при помощи германского капитала, частную компанию «М. Левин и Ко.», которая базировалась на разработке норвеж­ ских угленосных участков в Грён-фьорде70. В 1913 г. на основе результатов экспедиции В.А. Русанова было учреждено предприятие «Торговый дом “Грумант —А.Г. Агафелов и Ко.”». Насколько нам известно, это была пер­ вая компания на Шпицбергене, организован­ ная целиком на российские деньги71. В 1914 г. возникла также «Русская Шпицбергенская ком­ пания» (РШК) на основе запроса лейтенанта запаса российского флота П.П. фон Веймарна * В этот период он являлся норвежским подданным, но смог зарегистрировать компанию в качестве рос­ сийского предприятия, рассчитывая воспользоваться льготами царского МИДа. - Прим. перев. См. Карелин 2013 : 138 . в Министерство торговли и промышленности. Среди основателей и акционеров РШК фигу­ рировал также Е.Р. Ульман, российский инже­ нер и предприниматель, родом из прибал­ тийских немцев72. Известно, что разрешение на добычу угля для компании продлевалось в январе 1916 г. Ее уставные документы были обнародованы в феврале того же года, а в сен­ тябре прошло первое официальное общее собрание73. Растущий спрос на топливо во время Первой мировой войны сделал Шпицбер­ ген популярным в глазах российского пра­ вительства74. Несколько раз получив отказ на запросы о выкупе или покупке норвежских угольных предприятий, российское Мини­ стерство путей сообщения вступило в пере­ говоры с И. Лидом, директором «Сибирской пароходной промышленной и торговой ком­ пании» (см. главу 20 наст, изд.), о поставке относительно дешевого шпицбергенского угля в течение пяти лет на нужды железно­ дорожного и водного транспорта Русского Севера, а также на отопление для населе­ ния75. В мемуарах Лид пишет о том, как ему в 1915 г. удалось «спасти» Шпицберген «для Норвегии». В качестве посредника в ходе российско-норвежских переговоров о выкупе Россией иностранных угольных рудников он, по его собственным словам, устроил дело таким образом, что царская государственная казна, отягощенная военными расходами, не успела осуществить сделку в установлен­ ный срок76. Но за добро не жди добра: ста­ рания И. Лида по достоинству не оценили в Норвегии, а в царской России потери про­ сто не заметили. Среди крупных норвежских научно-иссле- довательских проектов, организованных на Шпицбергене в начале XX в. и частично финансируемых государством, следует выде­ лить геологические экспедиции Г. Исаксена (1906,1907,1909,1910), А. Хуля и А. Стаксруда 4 9 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz