Касиян А. С. Некоторые особенности российско-норвежских отношений на Севере в XIX–ХХ века // Россия и страны Северной Европы: физические и символические границы = [Russia and the Countries of Northern Europe: Physical and Symbolic Borders] : сборник статей V Киркенесского международного семинара историков / редкол.: С. Г. Веригин, А. А. Комаров, Й. П. Нильсен, М. Н. Сулейм, В. В. Тевлина. - Петрозаводск, 2016. - C. 60–69.
Некоторые особенности российско-норвежских отношений... 65 литической ситуации в Норвегии: упростился доступ в страну товаров западно-европейских рынков и необходимости в российском зерне стало меньше; в рамках общей политики ассимиляции северного региона нор вежское правительство стало рассматривать поморскую торговлю как потенциальную угрозу национальной безопасности на Севере18. Мировые политические катаклизмы 1910—20-х гг. окончательно разрушили феномен поморской торговли. Тем не менее она, несомненно, внесла большой вклад в формирование дружественных отношений в северном пограничном регионе, что учитывалось и на высшем дипломатическом уровне. Наиболее острым, дискуссионным и всё ещё слабо изученным вопросом в истории российско-норвежского северного приграничья является вопрос о конкуренции за природные ресурсы в территориальных водах19. В меж дународном праве второй половины XIX века под территориальными водами обычно понималось «пространство в три морские мили от берега». Норвежцы же, в отличие, например, от России и Великобритании, рас сматривали в качестве своих территориальных вод полосу шириной в че тыре морские мили. Как только в начале XX века это расхождение обна ружилось, в российском и норвежском правительствах стали возникать инициативы по урегулированию морской границы. Впрочем, ни одна из них не имела серьёзных юридических последствий, вплоть до издания советского Декрета «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море» в 1921 г.20. Справедливости ради нужно отметить, что с 1880-х гг. велось регулярное сезонное патрулирование российских северо-западных берегов специ ально назначенными судами. Деятельность эта продолжалась вплоть до Первой мировой войны с переменным успехом. Дольше всех, с 1897 г. по 1914 г., охрану российских территориальных вод осуществлял морской транспорт «Бакан»21. В целом историки обычно характеризуют этот и весь предыдущий опыт как неудачный, а охрану называют неэффективной, что подтверждается многочисленными архивными документами. Современ ники (российские консулы и простые зверобои) с горечью писали о бес помощности ветхих крейсеров, технически не способных поодиночке выполнять возложенную на них задачу. Российская и норвежская пресса и вовсе насмехалась над их несостоятельностью. Для Норвегии в 1905—1914 гг. вопрос об укреплении своих морских границ, в том числе с Россией, имел огромное значение, а уступка промыслов в территориальных водах считалась равносильной потере части государ ственной территории. Данная позиция выражалась в проведении норвеж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz