Касиян А. С. Шпицбергенский вопрос в международной дипломатии накануне Первой мировой войны // IV Ушаковские чтения : сборник научных статей / отв. ред. П. В. Федоров. - Мурманск, 2007. - С. 68–72.
ского МИД ноту с предложением обсудить вопрос о внутреннем правопорядке на Шпицбергене. В начале XX в. серьезный размах приобрели конфликты ме жду частными лицами и предприятиями, связанными с угледобычей, туризмом, промыслом, столкновения между рабочими горнопромышленных компаний (как правило, норвежцами) и работодателями (англичанами и американцами). От сутствие на архипелаге уголовного или гражданского кодекса угрожало праву собственности и жизни проживавших там граждан различных государств1. В ходе дипломатической переписки определились основные действую щие лица 3 Шпицбергенских конференций, проходивших в Христиании (Осло) в 1910, 1912 и 1914 гг.: Норвегия, Швеция, Россия, Великобритания, Германия и США. Своих представителей отправили также Франция, Дания, Бельгия, Нидерланды, но во время совещаний они занимали пассивно-выжидательную, балансирующую позицию. В конференциях 1910 и 1912 гг. непосредственное участие принимали только «три северных государства» («de tre nordstatene») - Норвегия, Швеция, Россия - с предварительными проектами конвенции. 26 июня 1908 г. Норвегия, ободренная гарантиями неприкосновенности со стороны великих держав (Христианийский трактат 2 ноября 1907 г.)2, предложи ла свой вариант конвенции, предполагавшей сохранение за архипелагом статуса terra nullius; организацию суда на Шпицбергене; выработку правовых норм для решения конфликтных ситуаций; ограничение свободы промыслов на Шпиц бергене и в окрестных водах; введение штрафов за нарушения правопорядка; изыскание финансовых средств на организацию вышеописанного порядка3. США, не получившие «пригласительной» ноты на конференцию, первыми под держали норвежскую инициативу. Не исключено, что за активностью амери канского правительства, отстаивавшего приоритет режима terra nullius, подра зумевавшего интернационализацию хозяйственного использования архипела га, скрывались планы аннексии угольных участков на Западном Шпицбергене. Шведское правительство во главе с А. Таубэ, сторонником единого внеш неполитического курса Швеции и Норвегии, выдвинуло идею, ставшую осно вой проектов 1910 и 1912 гг., о совместном норвежско-шведско-российском кондоминиуме 4 на архипелаге. Российское руководство предписывало своим де легатам настаивать на сохранении за Шпицбергеном статуса нейтральной (на случай ведения морской воины), «никому непринадлежащей территории, оди наково открытой для промышленной эксплуатации всех народов». Особый упор делался на равенство держав в деле устройства правопорядка на архипе 1ИдманК.Г Проект будущей организации Шпицбергена // Известия МИД. - 1916 - Кн. 1. - С 110 2 Omang R. Norges mellomfolkelige stilling etter avslutningen av integritetstraktaten H Historisk tidsskrift. Bd. 36. - Oslo, 1952. - S. 215-254. 3 Mathisen T. Op. cit. - S. 71 . 4 Совместное владение территорией на определенных условиях. Обычный кондоминиум, в отличие от множественного, предполагает ограниченное число государств-владельцев (не более 2-3). 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz