Касиян А. С. Шпицбергенский вопрос в международной дипломатии накануне Первой мировой войны // IV Ушаковские чтения : сборник научных статей / отв. ред. П. В. Федоров. - Мурманск, 2007. - С. 68–72.

ского МИД ноту с предложением обсудить вопрос о внутреннем правопорядке на Шпицбергене. В начале XX в. серьезный размах приобрели конфликты ме­ жду частными лицами и предприятиями, связанными с угледобычей, туризмом, промыслом, столкновения между рабочими горнопромышленных компаний (как правило, норвежцами) и работодателями (англичанами и американцами). От­ сутствие на архипелаге уголовного или гражданского кодекса угрожало праву собственности и жизни проживавших там граждан различных государств1. В ходе дипломатической переписки определились основные действую­ щие лица 3 Шпицбергенских конференций, проходивших в Христиании (Осло) в 1910, 1912 и 1914 гг.: Норвегия, Швеция, Россия, Великобритания, Германия и США. Своих представителей отправили также Франция, Дания, Бельгия, Нидерланды, но во время совещаний они занимали пассивно-выжидательную, балансирующую позицию. В конференциях 1910 и 1912 гг. непосредственное участие принимали только «три северных государства» («de tre nordstatene») - Норвегия, Швеция, Россия - с предварительными проектами конвенции. 26 июня 1908 г. Норвегия, ободренная гарантиями неприкосновенности со стороны великих держав (Христианийский трактат 2 ноября 1907 г.)2, предложи­ ла свой вариант конвенции, предполагавшей сохранение за архипелагом статуса terra nullius; организацию суда на Шпицбергене; выработку правовых норм для решения конфликтных ситуаций; ограничение свободы промыслов на Шпиц­ бергене и в окрестных водах; введение штрафов за нарушения правопорядка; изыскание финансовых средств на организацию вышеописанного порядка3. США, не получившие «пригласительной» ноты на конференцию, первыми под­ держали норвежскую инициативу. Не исключено, что за активностью амери­ канского правительства, отстаивавшего приоритет режима terra nullius, подра­ зумевавшего интернационализацию хозяйственного использования архипела­ га, скрывались планы аннексии угольных участков на Западном Шпицбергене. Шведское правительство во главе с А. Таубэ, сторонником единого внеш­ неполитического курса Швеции и Норвегии, выдвинуло идею, ставшую осно­ вой проектов 1910 и 1912 гг., о совместном норвежско-шведско-российском кондоминиуме 4 на архипелаге. Российское руководство предписывало своим де­ легатам настаивать на сохранении за Шпицбергеном статуса нейтральной (на случай ведения морской воины), «никому непринадлежащей территории, оди­ наково открытой для промышленной эксплуатации всех народов». Особый упор делался на равенство держав в деле устройства правопорядка на архипе­ 1ИдманК.Г Проект будущей организации Шпицбергена // Известия МИД. - 1916 - Кн. 1. - С 110 2 Omang R. Norges mellomfolkelige stilling etter avslutningen av integritetstraktaten H Historisk tidsskrift. Bd. 36. - Oslo, 1952. - S. 215-254. 3 Mathisen T. Op. cit. - S. 71 . 4 Совместное владение территорией на определенных условиях. Обычный кондоминиум, в отличие от множественного, предполагает ограниченное число государств-владельцев (не более 2-3). 70

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz