Карицкая, Л. Ю. Политическая журналистика и выборы в представлениях жителей Мурманской области // Медиакоммуникации в современном мире: средства массовой коммуникации в цифровую эпоху : материалы международной научно-практической конференции, 13-15 декабря 2016 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. – Мурманск, 2017. – С. 115-118.

Ни один из проголосовавших с помощью анкеты в социальных сетях не отметил, что источником политической информации для него являются средства массовой информации. Ни один не отметил, что политическая журналистика объективно отражает действительность. Заполнившие анке­ ту в социальной сети отличаются, судя по результатам, более высокой кри­ тичностью. При этом процент доверяющих социальным сетям и блогам примерно тот же, что и у ответивших на бумажные анкеты (16,7%). Вот только СМИ из их списка источников совсем выпали. Представления о выборах у сетевых респондентов тоже иные. 70% видят их как балаган, ярмарку, шоу, 20% - как борьбу без правил, 10% - как большую игру. Ос­ тальные варианты не отметил никто. Если сопоставить эти данные с результатами последних выборов по региону, вырисовывается любопытная тенденция (см. табл.). Таблица 2016 год 2011 год Процент явки избирателей Более 39 50 За «Единую Россию» 39 32 За ЛДПР 21 18 За КПРФ 12 21 За «Справедливую Россию» 10 19 За другие партии 18 10 Возможно, падение числа проголосовавших - с 50 до 39%' - прямо или косвенно связано с постепенной утратой доверия к СМИ и, конечно, отсутствием в регионе полноценной политической журналистики, одной из задач которой является помощь будущем у избирателю в его ориентации в политической реальности. Вместо этого она подменяется пиаром, пропа­ гандой или имитацией политической журналистики, что в итоге может привести к увеличению пропасти между акторами политики и избирателя­ ми, дестабилизации системы. Данные анкетирования коррелируют с итогами недавнего исследова­ ния фонда «Медиастандарт», созданного при поддержке комитета граж­ данских инициатив. Эксперты вместе с исследовательской группой оцени­ ли критичность региональных медиа по отношению к власти. Затем была составлена наглядная карта, где в Мурманской области уровень критично­ сти маркирован как 0-0,1 (полное отсутствие или очень низкий уровень критичности СМИ к региональной власти, когда ключевые медиа в прин­ ципе не позволяют себе критиковать решения руководителя региона) на­ равне с 15 другими регионами2. 1 Явка на выборы в Мурманской области составила 40 процентов. 2016. URL: http:// www.murman.ru/themes/elections-19092016.shtml (дата обращения: 30.09.2016). 2 Уровень критичности СМИ к властям (итоги исследования). URL: https://komitetgi.ru/ analytics/2809/ (дата обращения: 06.12.2016). 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz