Карицкая, Л. Ю. Из наблюдений над речевой практикой периодических изданий Мурманской области // III Масловские чтения / [редкол.: Л. Т. Пантелеева (науч. ред.) и др.]. – Мурманск, 2005. – С. 137-140.

(используется омофон'фамилии тренера команды); Гребенщикова остепенили; Теледебатить некогда. Однако в погоне за экспрессивными неологизмами авторы нередко допускают ошибки в словоупотреблении. В цветовой палитре преобладают белый, черный и красный цвет; Тем не менее, считает флотский кутюрье, любая военная форма мужчине к лицу; Скоропостижное решение пожениться. С одной стороны, понятно желание авторов уйти от стандартизованного газетного языка. Стандарты готовы, нужно лишь познать их и воспроизвести. Экспрессия же мыслится авторами как нечто противопоставленное стандарту, маркированное. Для ее создания, во всяком случае, необходимо напряженное творчество. Перефразируя Г. Винокура, можно сказать, что если есть в газетной речи творчество, то именно в поиске, созидании, изобретении экспрессии и приемах ее противопоставления стандарту. С другой стороны, «вопреки принятому мнению, бедой газетного языка является не стандарт, а “плохая” экспрессия, т.е. либо становящаяся в силу повторения сама стандартной, либо не соответствующая данному содержанию , либо просто внутренне не состоятельная», - отмечает исследователь языка СМИ Костомаров. Когда газетный язык «украшают довесками и финтифлюшками того ради, чтоб он стал “живее” и “интереснее”, упускают из виду, что читателю интересна не финтифлюшка, но самая сущность, раскрытая со знанием предмета», - пишет Костомаров в книге “Русский язык на газетной полосе”. Он считает, что даже если журналист пишет очерк или зарисовку, основным качеством их является «информативность, то есть документальность, жизненная подлинность, оперативность, злободневная гражданственность... Образность, психологизм, типизация, “лепка характера” имеют подчиненное значение»1 Итак, во всех исследованных газетах нами отмечена экспрессивная лексика, лексика ограниченной сферы употребления, творчески преобразованные цитаты из литературных произведений, кинофильмов (перифразирование) и языковая игра как стилистические приемы. В «Комсомольской правде» отмечены неологизмы, образованные путем совмещения словообразовательной модели и значения, а также словообразовательные неологизмы. Каковы же причины? Как отмечалось выше, одна из них поиск экспрессии. Второй причиной потока разговорности, льющегося сейчас на газетные полосы, может быть выросший интерес газет к бытовым темам, повседневным происшествиям, личной жизни людей, торговле, отдыху и другим сферам общения, обычно обслуживаемым разговорным языком. В-третьих, обусловленные развитием цивилизации темпы роста средств массовой коммуникации, ритм рекламы, немыслимые еще десять лет назад системы распространения, появление Интернет-СМИ сделали важными не содержание произведения, а просто сам факт его существования. Информация доходит до масс так, как она не доходила никогда раньше, поэтому имена, которые были Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. - М., 1972. - С. 142-143. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz