Каргин, М. И. Воспоминания. В 3 кн. Кн. 2. Рассказы и воспоминания рыбака / М. И. Каргин. - Мурманск : Север, 2005. - 539, [10] с. : фот., портр.
На берегу тельных канатов, в последнее время часто вместо плетеных кранцевиспользуютстарыеавтомобильныепокрышки. Вданном случае речьпока идет о простыхшвартовкахвпорту инарейде, при отсутствии волнения. Правда, в этой ситуации не исклю чаются течение и ветер, которые значительно осложняют проведениешвартовоквпорту, поэтому капитансуднавмомент подходакпричалуилибортудругого суднавыполняеттрудную инапряженнуюработу, котораятребуетотнегоотличногознания маневренных качеств судна, хорошего глазомера, точной ибыстройреакции, короче говоря, капитандолжен чувствовать поведение своего суднаиискусно имуправлять, чтодостигается только опытом. Но даже при таком положении практически невозможнорассчитатьтак, чтобысудно, коснувшись, например, причала, имело нулевое поступательное движение. Вот в этом случае от небольших вмятинкорпуса испасают кранцы. Совершеннодругая ситуацияскладываетсяпри проведении швартовых операций в открытом море, особенно с судами большого водоизмещения. Первоначально швартовки судов воткрытомморе, принявшие массовый характер, применялись вНорвежскоммореприработесельдяныхэкспедиций. Посылать СРТвавтономныерейсыоказалось крайненевыгодно, поэтому промысел принял экспедиционный характер, то есть промыс ловые суда ходили врейсдлительностью4,5 месяца, а плавбазы принимали у них улов и снабжали всем необходимым для продолженияпромысла. ДляэтогоСРТдолжныбылиподходить кборту плавбаз. Сразу же возникла серьезная проблема - как предохранить корпусапромысловыхсудов от поврежденийпри их стоянке у борта плавбаз в условиях открытого моря, при волнении? Сначала плели большие кранцы, начиняя их разнымимягкиминаполнителями, потомпыталисьиспользовать 269
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz