Каргин, М. И. Океанская вахта / М. И. Каргин. - Мурманск : МИП-999, 2010. - 366, [1] с. : ил., портр.

Океанская вахта ................. г^шттшшттт из трюмов полузатопленного, взорванного во время интервен­ ции угольщика в устье Северной Двины. О том , какие были условия на первых РТ, вспоминает Ф. Е. Шамалуев: «В тесном кубрике, где помещались матросы и кочегары, койки располагались в три яруса. Обогревался он камельком, топившимся углём. В помещении было полно дыма, сквозь который тускло мерцал свет небольшого фонаря - единственное освещение кубрика. Здесь же, у камелька, матросы развешивали для просушки рабочую робу» 1. Первые годы траловый флот работал сезонно. Суда выходили на промысел из Архангельска после того, как очищалось ото льда горло Белого моря, а поздней осенью все суда собирались на зимовку в устье Двины. Вскоре пришло понимание того, что нужно вести промысел круглый год, но для этого нужна база на Кольском полуострове, откуда ближе всего до богатых рыбных банок. Было много споров , где строить такую базу: то ли в Йоканьге - она близка к Архангельску, то ли в Териберке, то ли в Мурманске. Весной 1924 года была произведена реорганизация рыбных промыслов Севера. На базе Архангельского и Мурманского областных управлений рыбной промышленности был создан Северный государственный рыбный трест. Район деятельности треста простирался от Варангер-фьорда до Печоры. Это была первая попытка внедрить на Севере бассейновый принцип управления рыбным хозяйством. 1Ф. Е. Шамалуев прожил большую и насыщенную жизнь. В конце 50-х годов прошлого века, будучи уже весьма пожилым человеком, Фёдор Егорович вёл в Высшем мореходном училище г. Мурманска практические занятия с кур­ сантами судоводительского факультета по траловому делу. 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz