Каргин, М. И. Океанская вахта / М. И. Каргин. - Мурманск : МИП-999, 2010. - 366, [1] с. : ил., портр.

М. И. Каргин арендуемых им судах «Эрлинг», потом «Николай». Он не только ловил рыбу, но и упорно изучал новое дело, совершенствуя технику лова, искал новые промысловые районы. В 1910 году была сдел ан а попы тка ор гани зо вать траловы й промысел капитаном К. Ю. Спаде. Он организовал фирму «Русские морские промыслы К. Ю. Спаде - траловый лов и рыбная торговля». Для начала был приобретён старый английский траулер, который назвали «С евер» . На этом траулере начал свою трудовую биографию известный русский тралмейстер Фёдор Егорович Шамалуев. Здесь он досконально овладел искусством тралового лова и приобрёл богатый опыт. Вскоре был куплен второй траулер - «Восток». В 1911 году были приобретены ещё два траулера - «Юг» и «Запад». Первые русские траулеры неплохо промышляли в 1913-1914 го­ дах, при этом район промысла расширялся. В 1913 году была совершена экспедиция к берегам Шотландии, и там суда вели удачный промысел. Получив большие прибыли, фирма Спаде собиралась расширить свою деятельность - траловый лов и рыб­ ную торговлю, поставить на современный уровень, увеличить флот до 50 траулеров. Однако воплощению этих замыслов помешала начавшаяся Первая мировая война. С августа 1914 года и до конца Гражданской войны тралового промысла на Барен­ цевом море не было. Судьба первых русских траулеров такова: «Север» и «Юг» погибли в горле Белого моря, раздавленные льдами, а «Восток» и «Запад» были угнаны интервентами. Таким образом, две попытки организовать траловый промы­ сел пока не удались, но, как говорится, «идея уже овладела массами». 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz