Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова 2. Пароходство выделяет 10 человек швартовщиков. 3. Руководство швартовыми операциями возлагается на капитана порта». В навигацию 1962 года начальником штаба морских операций в За­ падном секторе Арктики был назначен Георгий Осипович Кононович, заменивший ушедшего на пенсию Михаила Васильевича Стрекаловского. Атомоход «Ленин» в эту навигацию вышел из Мурманска в Арктику в необычно ранний срок - 5 июня, а уже 12 июня совместно с ледоколом «Ленинград» он приступил к вскрытию припайного льда в Енисейском заливе. 15 июня семидесятидвухмильный канал от моря до выхода на чис­ тую енисейскую воду был пробит. Канал в двухметровом припайном льду Енисея прокладывали два ледокола - «Ленин» и «Ленинград». 27 июня первые четыре лесовоза уже пришли в Игарку и встали под погрузку. Впервые в истории Арктики морякам Мурманского государственного морского арктического пароходства ранним летом удалось провести на Енисей первые суда с грузом для «Норильского никеля» и балластные за игарским лесом чуть ли не за месяц до обычных сроков. «Оказалось, что дизельный ледокол «Ленинград» работал не хуже своего атомного собрата, обладавшего в два раза большей мощностью. В.И. Неганов, создатель «Ленина», объяснил этот парадокс тем, что форма корпуса, равно как и предназначение ледоколов, различны. Один должен работать в тяжелых сплоченных арктических льдах, другой более универ­ сален - у него осадка поменьше и обводы иные. - Василий Иванович, мне представляется, из всех наших существую­ щих ледоколов наиболее удачный корпус все-таки у «Ермака». Скажите, почему нельзя создать что-либо подобное у наших будущих сверхмощ­ ных атомных? - Да, вы правы, корпус у «Ермака» бесподобен. Мы можем придать та­ кие же формы нашим будущим могучим ледоколам. Но осадка? Она будет настолько велика, что он не зайдет ни в один порт и не сможет работать на многих участках арктических трасс». (Г. Кононович. Моя жизнь. Санкт- Петербург, 2013). В эту навигацию осенью ледоколы Мурманского морского пароход­ ства проводили большую эскадру военных кораблей, так называемую экспедицию особого назначения - ЭОН. Ледовая обстановка была слож­ ной. Все море Лаптевых было забито многолетним льдом. Янский ледовый массив не исчез, как обычно бывало, а оставался все лето. Проводка ко­ раблей ЭОН проходила очень сложно. Если в Таймырском массиве в про­ водку были включены «Ленин» и мощные ледоколы «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов» финской постройки, то в проливе Дмитрия Лаптева использовать «Ленин» было невозможно из-за малых глубин. 92

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz