Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства товили более сотни тонн дистиллята, несколько раз промыли систему и постепенно вышли на мощность. Теоретической частью работ руководил Николай Сидорович Хлопкин, а практической - главный механик ледоко ла Александр Калинович Следзюк. Двенадцатого ноября был установлен последний, пятнадцатый ДАРМС, а 22 ноября ледокол возвратился в Мурманск. За рейс было пройдено более восьми тысяч миль. «Ленин» с честью выдержал испытания, и стало ясно, что страна получила уникаль ный ледокол с практически неограниченной автономностью плавания, способный прокладывать новые трассы и разрабатывать современные технологии проводки судов в тяжелых льдах Арктики. К слову сказать, льдина, на которой размещалась СП-10, оказалась достаточно прочной, и станция просуществовала два с половиной года. Полярники за это время ни разу не меняли место расположения своего лагеря на льдине. Рейс во всех отношениях прошел удачно. Теперь ни у кого не остава лось сомнения, что будущее, причем не столь отдаленное, за атомными ледоколами. От исхода этого рейса зависело дальнейшее развитие атомного флота России. Понимая важность этого рейса для будущего освоения Арктики, руководство Мурманского пароходства обеспечило экипаж всем, что могло оказаться необходимым в его благополучном исходе. Специалисты пароходства, готовившие атомоход к рейсу, после его успешного завершения не купались в лучах славы. Славу получили моряки ледокола. Они стали героями. К сожалению, совсем недавно ста ла понятна роль капитана-наставника Кононовича в успехе этого рейса. Вклад в осуществление этой экспедиции Георгия Осиповича Кононовича неоценим. Он постоянно находился вместе с Соколовым на мостике ле докола, он совершал разведку и определял трассу для прохода в тяжелых ситуациях, он поддерживал молодого капитана не только практически, но и морально, в моменты риска брал ответственность на себя. Кононович был направлен в рейс для обеспечения безаварийной работы во льдах только потому, что он обладал огромным опытом ледокольных операций. Этот опыт он приобрел, работая более семи лет старпомом на знамени том «Ермаке» и капитаном ледовой разведки в штабе морских операций Западного сектора Арктики. Моряков ожидали в Мурманске как героев, к их приходу готови лись. Заранее заместитель начальника Мурманского государственного морского арктического пароходства Иван Павлович Лопатин отправил капитану торгового порта тов. Ветчинкину, главному диспетчеру порта тов. Чернову телефонограмму за № 994 следующего содержания: «22.11. в Кольский залив прибывает атомный ледокол «Ленин». Для его установки на штатной базе в Росте прошу подготовить: 1. Один 800-сильный буксирный пароход «Евпатория», два РБТ. 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz