Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова что все может быть. Главное - непрекращающаяся метель, из-за которой ничего не видно в какой-то сотне метров. Как тут не вспомнить добром, да нет, не добром, а искренними слова­ ми глубокой благодарности Ивана Ивановича Турина (командир верто­ лета). В темень, пургу, мороз поднимал он крошечный свой аппарат, и мы часами, на бреющем полете, над самыми торосами, словно пес охотничий, вынюхивающий зверя, летали и летали. И небезрезультатно. Видим: торос начинает осыпаться. - Борис Макарович, здесь чуть послабей. Эту льдину оставьте справа. Теперь метров сто курсом 350 градусов и остановитесь. Вот продвинулись немного. А то, наоборот, замечаем, что льдины по­ лезли друг на друга - сжатие. Но недаром у поморов бытует пословица: «Где жмет, там и разводит». Так миля за милей преодолели ледовый массив и подошли к отмели, перед которой, словно дозорные, стояли гряды стамух. На них с огромной силой напирал лед. Не пройти - выжмет на стамуху... Сели мы в капитан­ ском салоне и за стаканом чая в спокойной обстановке все взвесили и об­ судили. Решено - рискнем пройти между стамухами и берегом... Пошли. У эхолота Александр Георгиевич Гамбургер - специалист высшего класса. Помимо штатного, он установил эхолот Хьюза, отличающийся высокой на­ дежностью, точностью и большой разрешающей способностью. Мы с Бо­ рисом Макаровичем на мостике. Вот вырвались из сжатия. Как пробка из бутылки шампанского, влетели в полынью между двумя стамухами, резко повернули вправо, на север. Сбавили скорость и пошли. Стамухи рядом, мы обходим их почти вплотную... и, слава богу, проскочили...» (Г. Кононо- вич. Моя жизнь. Санкт-Петербург, 2013). Прошли за 81 -ю параллель. После установки ДАРМСов ледокол повернул на запад, к дому, через пролив Вилькицкого. Самой северной точкой, достигнутой ледоколом во время плавания, был 81 градус 45 минут северной широты. Оставалось поста­ вить пять ДАРМсов, и неожиданно от механиков поступило сообщение, что во втором контуре дистиллят подсолен. Кто-то из механиков нарушил систему очистки, и тогда в дело включился скромный, «суперинтеллиген- тный» ученый, творец атомных реакторов Николай Сидорович Хлопкин. Журналистам решили не говорить об этом. С команды взяли обет молча­ ния. Чтобы скрыть причину стоянки, в Москву сообщили, что проводили исследование «Желоба Садко». Ледокол вынужден был остановиться, что­ бы слить соленую воду и с помощью испарительных установок наварить новый дистиллят, ведь наличие хлора в воде могло привести к выходу парогенераторов из строя. Когда наварили сто тонн дистиллята, про­ должили движение. Стоянка заняла три дня... После этого добрались до Диксона, и в Енисейском заливе пришлось прокладывать путь ударами. В Баренцевом море ледокол застиг свирепый шторм. Остановились, заго­ 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz