Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства в рейсе помогали полярникам собирать их на шлюпочной палубе. Место для лагеря полярники выбрали на расстоянии 2,5 километра от места сто­ янки ледокола. Для доставки грузов на волокуше с помощью тракторов надо было соорудить ледовую дорогу». Девять дней экипаж и журналисты помогали полярникам выгружать грузы и доставлять их к месту назначения. Главная задача ледокола ока­ залась выполненной. Судно дошло до намеченного места, чем доказало, что «Ленину» под силу то, что когда-то было невозможным. После вы­ грузки и постройки аэродрома и станции экипажу предстояла другая, не менее сложная задача: пройти вдоль всей южной кромки паковых льдов и установить дрейфующие автоматические радиометеорологические станции (ДАРМС). Закончив все работы и попрощавшись с полярниками, атомоход направился на восток. Расстановку ДАРМСов следовало начи­ нать от долготы 180 градусов. Попутно решили делать океанологические станции, вели промеры глубин, изучали толщину льдов, силу ветра и т. д. Это было необходимо для восполнения отсутствовавшей информации об этом регионе Арктики. Перед выходом в море служба безопасности мореплавания пароходства обратилась к военным морякам с просьбой выдать карты необходимого района. «Что вы, что вы, это секретно! - вспо­ минал капитан-наставник Георгий Осипович Кононович в своей книге «Моя жизнь». Пришлось обращаться в Москву. А когда наших представи­ телей все же допустили в хранилище карт и карты были получены, то все были удивлены тем, что никаких навигационных данных на них отмечено не было. «Что же здесь секретного, если на карте, кроме чистого листа, нет ни единой глубины и никаких сведений о грунтах, течениях - ничего буквально?» - «В этом и заключается секрет - никто не должен знать, что мы об этом районе ничего не знаем!» - отвечали картографы. Установив самую восточную веху на 182-м меридиане, ледокол повернул на запад. Решили обойти Новосибирские острова с севера. В проливе Санникова установился мощный припай, который ледоколу было не преодолеть. Подошли к восточной части островов Де-Лонга. Здесь путь ледоколу преградил до предела сжатый массив. «Двухлетний лед был истерт в порошок, а паковые льдины и поля так плотно поджаты друг к другу, что между ними не было ни просвета, ни разводий, словно гигантская гранит­ ная мостовая или паркет. Картину дополняли штормовой ветер с востока, метель и мороз. Что делать? Подниматься севернее рискованно, проливами не пройти. Решили пробиваться к острову Вилькицкого. Море здесь мелкое, множес­ тво стамух, и существует реальная опасность напороться на какую-нибудь неизвестную мель. При форсировании сложных участков невольно воз­ никали сомнения: а не тараним ли мы мель? Под килем так мало глубины, 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz