Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова лов. На борту «Ленина» находился маленький вертолет К-15, который пи­ лотировал пилот Гурин. Место высадки полярной станции было намечено севернее острова Врангеля. Все предыдущие экспедиции полярников доставлялись на льдину с помощью самолетов, а на самолете, как из­ вестно, крупногабаритный груз не доставишь. В результате зимовщикам приходилось жить в утепленных палатках. Рейс «Ленина» был первым в освоении технологий высадки научных экспедиций с помощью ледокола. Таким образом, атомоход «Ленин» стал первопроходцем в этой необходи­ мой для освоения Арктики области. Он должен был доставить на льдину все необходимое, вплоть до домиков для полярников. Прошли пролив Санникова. Практически на днище проползли по мелководью - боялись, что конденсаторы главных турбин забьются илом. В проливе Вилькицкого перегрузили с «С. Леваневского» и «Ангаргэса» на борт «Ленина» 510 тонн экспедиционного оборудования и людей. Десятого октября ледокол вышел в Восточно-Сибирское море, дошел до мыса Шелагского и повернул на север. Милях в четырех от судна летчики полярной авиации обнаружили подходящий ледовый массив. Но как морякам найти эту льдину? Солнца нет, горизонта не видно, радионави­ гационных систем, тем более спутниковой навигации, тогда в Арктике не существовало. Случайно в кладовых обнаружили теодолит. Как он попал на ледокол - никто не знал, но это очень помогло морякам. Благодаря теодолиту специалисты имели обсервации по звездам. Айонский массив преодолели без труда. Экипажу очень помогал маленький вертолет К-15, с помощью которого находили наиболее легкий путь. Утром 15 октября подошли к южной оконечности выбранной льдины. Обошли льдину, выбрали подходящее место и стали на ледовые якоря. Льдина оказалась достаточно надежной, хотя это был и не монолит, а обширная сморозь многолетних льдов. Площадь ее превышала 15 квадратных километров, а толщина местами доходила до 17 метров. В работе по расположению станции принимали участие не только полярники, но и члены экипажа, ученые и журналисты. Журналист В. Николаев в своей книге «Атом, люди, льды» вспоминал: «Когда стало темно... все пошли на торжественное открытие станции... Началась пурга, но праздничного настроения это не портило... Под оружейные выстрелы и крики «Ура!» по древку серебристой антенны поднялся кумачовый флаг Родины... На многих митингах я бывал, но этих торжественных минут никогда не забуду». Табу на журналистскую инфор­ мацию было снято, и эта сенсация о размещении атомоходом «СП-10» облетела весь мир. Предстояло выгрузить три трактора и 10 сборных домиков, словно спичечных коробков с откидывающимися панелями на всех стенах и потолке, чтобы можно было выбраться, если жилище зава­ лит снегом. Из них семь уже были собраны на палубе ледокола. Моряки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz