Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства десятой пятилетки Соколову Борису Макаровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». При участии капитана Б.М. Соколова было подготовлено большое количество специалистов для атомного ледокольного флота СССР. В начале семидесятых годов на базе специалистов с атомохода «Ле­ нин» комплектовался экипаж атомохода «Арктика». Об этом человеке на­ писано и рассказано немало, но судьба его не перестает удивлять. Такой преданности моряка, капитана одному судну встречать не доводилось. В общей сложности он командовал экипажем первенца атомного флота около 40 лет. Жил Борис Макарович в Мурманске. Скончался 20 июня 2001 года. По просьбе родственников его похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. В городе, во славу которого он работал всю свою жизнь, на доме № 19 по улице Софьи Перовской Мурманское пароходство установило мемориальную доску. Ежегодно в День памяти общественность пароходства, соратники капитана Соколова, моряки, представители общественных организаций города собирались, чтобы почтить память выдающегося земляка. А тогда свой первый самостоятельный рейс молодой капитан Борис Соколов начал с укрепления дисциплины на судне. Он еженедельно де­ лал обход командирских кают и кают рядового состава. Незаправленная койка в командирской каюте могла привести виновника к выговору и даже лишению премии или тринадцатой зарплаты. Отговорки хозяина ка­ юты о том, что это личное помещение, пресекались капитаном. Он считал, что на ледоколе все помещения, как служебные, так и каюты, необходимо содержать в порядке. Этот рейс «Ленина» также считался экспериментальным. На Западе по­ говаривали, что ледокол оказался неэффективным, не способен работать в тяжелых льдах и его уже чуть ли не списали. Да и наши моряки и ученые пока не полностью освоили возможности первенца атомного ледоко- лостроения. Выход в этот экспериментальный рейс на борту ледокола был разрешен почти двум десяткам журналистов. В случае успешного проведения экспедиции они готовы были рассказать всему миру об ар­ ктических достижениях первого в мире атомного ледокола. Но пока «Ле­ нин» не достиг назначенной точки, выход в эфир им был строго запрещен до особого распоряжения капитана и его согласования с руководством Мурманского пароходства. Вместе с «Лениным» в Арктику в навигацию 1961 года пошли транс­ портные суда Мурманского государственного морского арктического пароходства дизель-электроход «Ангаргэс» и ледокольный пароход «С. Леваневский» с грузом и полярниками. Начальником ледовой экспе­ диции был кандидат наук Дмитрий Дмитриевич Максутов, а начальником СП-10 - Герой Социалистического Труда Николай Александрович Корни­ 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz