Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

В.И. Карепова приобрел лучшие качества у капитанов А.В. Татарчука, А.О. Дубинина, В.И. Поташникова. По решению руководства Мурманского пароходства капитаном-наставником в этот рейс был направлен Георгий Осипович Кононович. В своей книге «Моя жизнь» Кононович вспоминал, что после ухода Пономарева встал вопрос: «Кому доверить ледокол?» Мнения раз­ делились: одни стояли за Соколова, другие за назначение более зрелого и опытного капитана: «Это не просто ледокол, а первый атомный!». Ут­ вердили Бориса Макаровича Соколова. Многие кричали: «Мальчишка!». Жизнь показала, что выбор был правильный, и как мне представляется, лучше Соколова никто не справился бы с командованием этим ледоко­ лом. Тридцать блестяще выполненных арктических навигаций тому дока­ зательство». До пролива Бориса Вилькицкого на ледоколе в этом рейсе шел на­ чальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин. В связи со сложностью и ответственностью рейса он сам хотел увидеть, как сложатся деловые отношения капитана Соколова и капитана-наставника Кононовича и посмотреть, как ледокол работает во льдах. Убедившись во взаимопо­ нимании и профессионализме двух капитанов, Данилкин перешел на транспорт, направляющийся в Мурманск. В подтверждение мастерства капитана ветеран атомохода «Ленин» Игорь Алексеевич Домахин, инже- нер-электромеханик атомохода, приводит такой эпизод: «В тот раз из рей­ са нас встречали по высшему разряду. На причале стоял в адмиральской форме начальник пароходства Иван Дмитриевич Данилкин, на полшага сзади - главный инженер по атомным установкам Леонид Георгиевич Данилов. Я в тот момент находился в своей каюте и за швартовкой наблю­ дал через иллюминатор. Приближаемся, чувствую - ход очень большой, вот-вот ледокол врежется в причал, заодно и стоящий на нем сарай по­ ломает... И вдруг корпус мощно задрожал, двигатели среверсировались на команду «Полный назад!». Выскакиваю на палубу, а там уже швартовы принимают. Это же надо - с одним реверсом, без всяких буксиров ледо­ кол встал к причалу... Я видел, как швартуются эсминцы с гораздо более легким корпусом, даже они себе такого не позволяли. По умению стоять на ручках при околках судов, по управлению ле­ доколом лучшего капитана в пароходстве, чем Соколов, не было. Он и в атомную установку, еще сырую, ненадежную, верил, оттого и рисково работал. Очень жаль, что свои блестящие способности Борис Макарович не использовал на атомоходах типа «Арктика». От решительности судо­ водителя зависит эффективность их работы, а «осторожных» у нас хвата­ ло...». Всего на капитанском мостике «Ленина» Борис Макарович Соколов провел во льдах более 2 ООО судов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 апреля 1981 года за выдающиеся производственные достижения по выполнению заданий 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz