Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.
Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Мурманского пароходства неоднократно приходилось беседовать с та кими людьми, отвечать на их нередко циничные письма. Руководители и представители пароходства выступали в молодежных аудиториях, перед рабочими и в средствах массовой информации с рассказами о безопас ности атомного флота и его значении в освоении Арктики. «Уже, казалось бы, жители города привыкли к тому, что портом при писки атомохода стал Заполярный Мурманск, и убедились в безопаснос ти для них присутствия атомохода, - рассказывал мне позже Александр Саввович Штром. - А однажды случилось следующее: вернувшись из Арктики, экипаж выгружал на палубу для перегрузки на «Лепсе» набитые бельем и ветошью белые комбинезоны, в которых работают специалисты атомной установки. Гулявшие на сопках любители грибов, увидев это, приняли упаковки за трупы, и по городу поползли слухи о том, что на палубу «Ленина» грузили гору трупов. Слухи о массовой гибели моряков от облучения дошли до руководителей города и по цепочке до капитана Соколова. Началось разбирательство. Борис Макарович, выслушав объ яснения всех исполнителей этой операции, распорядился, чтобы началь ник службы радиационной безопасности дал письменные объяснения, почему был выбран такой необычный способ упаковки использованной спецодежды при ее перегрузке на плавбазу. И уж если был избран такой способ, то почему это не было согласовано со службами управления Мур манского пароходства и не поставлен в известность капитан?». Первая арктическая навигация ледокола, его переход из Ленинграда в Мурманск вокруг Скандинавии стали для экипажа периодом становле ния. Экипаж сплачивался, набирался опыта и уже в скором времени мог успешно и безаварийно трудиться на ледовых трассах Арктики. В конце сентября 1961 года на время второй арктической навигации перед руководителями Мурманского пароходства была поставлена более сложная задача. Экипажу атомохода предстояло пройти Северным морс ким путем на Дальний Восток и в районе острова Врангеля высадить на льдину экспедицию СП-10. Такого еще не было. Все девять предыдущих, начиная с папанинской, высаживались самолетами. Рейс планировался экспериментальным, так как возможности ледокола и его ядерной уста новки в экстремальных ледовых условиях были изучены недостаточно и полной уверенности в осуществлении поставленной задачи не было. В рейс впервые капитаном шел Борис Макарович Соколов. В Мурман ском государственном морском арктическом пароходстве Соколов стал капитаном атомохода в 34 года. Дублером капитана Пономарева он был назначен еще в 1958 году. Ему было чуть более за тридцать - самый моло дой ледовый капитан в стране. Но у Соколова уже был опыт арктических плаваний. Около 8 лет он работал помощником капитана на ледоколах «Илья Муромец», «Сибиряков». Он прошел школу работы в Арктике и 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz