Карепова, В. И. Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства / В. И. Карепова. – Тверь : ООО «Издательство “Триада”», 2017. – 367 с. : ил., [8] цв. ил.

Ядерный круиз в историю Мурманского морского пароходства Мурманского пароходства неоднократно приходилось беседовать с та­ кими людьми, отвечать на их нередко циничные письма. Руководители и представители пароходства выступали в молодежных аудиториях, перед рабочими и в средствах массовой информации с рассказами о безопас­ ности атомного флота и его значении в освоении Арктики. «Уже, казалось бы, жители города привыкли к тому, что портом при­ писки атомохода стал Заполярный Мурманск, и убедились в безопаснос­ ти для них присутствия атомохода, - рассказывал мне позже Александр Саввович Штром. - А однажды случилось следующее: вернувшись из Арктики, экипаж выгружал на палубу для перегрузки на «Лепсе» набитые бельем и ветошью белые комбинезоны, в которых работают специалисты атомной установки. Гулявшие на сопках любители грибов, увидев это, приняли упаковки за трупы, и по городу поползли слухи о том, что на палубу «Ленина» грузили гору трупов. Слухи о массовой гибели моряков от облучения дошли до руководителей города и по цепочке до капитана Соколова. Началось разбирательство. Борис Макарович, выслушав объ­ яснения всех исполнителей этой операции, распорядился, чтобы началь­ ник службы радиационной безопасности дал письменные объяснения, почему был выбран такой необычный способ упаковки использованной спецодежды при ее перегрузке на плавбазу. И уж если был избран такой способ, то почему это не было согласовано со службами управления Мур­ манского пароходства и не поставлен в известность капитан?». Первая арктическая навигация ледокола, его переход из Ленинграда в Мурманск вокруг Скандинавии стали для экипажа периодом становле­ ния. Экипаж сплачивался, набирался опыта и уже в скором времени мог успешно и безаварийно трудиться на ледовых трассах Арктики. В конце сентября 1961 года на время второй арктической навигации перед руководителями Мурманского пароходства была поставлена более сложная задача. Экипажу атомохода предстояло пройти Северным морс­ ким путем на Дальний Восток и в районе острова Врангеля высадить на льдину экспедицию СП-10. Такого еще не было. Все девять предыдущих, начиная с папанинской, высаживались самолетами. Рейс планировался экспериментальным, так как возможности ледокола и его ядерной уста­ новки в экстремальных ледовых условиях были изучены недостаточно и полной уверенности в осуществлении поставленной задачи не было. В рейс впервые капитаном шел Борис Макарович Соколов. В Мурман­ ском государственном морском арктическом пароходстве Соколов стал капитаном атомохода в 34 года. Дублером капитана Пономарева он был назначен еще в 1958 году. Ему было чуть более за тридцать - самый моло­ дой ледовый капитан в стране. Но у Соколова уже был опыт арктических плаваний. Около 8 лет он работал помощником капитана на ледоколах «Илья Муромец», «Сибиряков». Он прошел школу работы в Арктике и 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz